Найти в Дзене

Почему я занимаюсь Формулой Студент...

Формула Студент занимает у студентов участвующих в проекте практически все свободное время. Они меньше спят, недосыпают, недоедают, отказываются от развлечений и отдыха. Кто-то даже отказывается от отношений с противоположным полом, хотя в этом возрасте это не легкая задача. Мотивация студентов ясна: Формула Студент дает им бесценные знания, которые помогут получить работу в будущем, стать специалистом. Стать Созидателем с большой буквы! Это их шанс в этом не самом дружественном мире – мире конкуренции, мире, где творческая деятельность не выгодна, если не приносит прибыли.

Но вот я уже давно закончил университет. С 2014-ого года я влился в судейство Формулы Студент и в организацию соревнований. За свои деньги выезжаю за рубеж на судейство соревнований в других странах. Проведение же соревнований в нашей стране просто уничтожает все свободное время и сильно сказывается на качестве жизни. А ведь есть и регулярная работа, которая дает деньги для жизни. Дает ли Формула Студент прибыль сейчас? Нет. А если пересчитать трудозатраты по рабочей расценке, то я в глубоком минусе.

Так почему же я и много людей кроме меня участвует в проекте после выпуска из университета? Ответ в видео и этой статье. В видео присутствует много фотографий и дополнительны материалов. По возможности посмотрите видео!

https://youtu.be/op5XRlLDYSs
https://youtu.be/op5XRlLDYSs

Формула Студент – это форма самоорганизации студентов, низовая инициатива, которая представляет собой коллективное усилие направленное в будущее. Эффект от нее находиться в будущем и его трудно оценить.

Кроме дополнительных знаний, она развивает качества, эффект от которых сложно оценить количественно, но которые неизбежно помогут в будущей жизни: целеустремленность, трудолюбие, навык поиска ресурсов, включая информационные и финансовые, планирование.

Формула Студент дает возможность ошибиться до того как от вашей ошибки пострадают люди или будет нанесен материальный и финансовый ущерб. Лучше ошибиться студентом на студенческих соревнованиях, чем работником компании, которого дома ждет жена, трое детей и возможно ипотека.

Формула Студент дает уверенность в постановке целей и принятии решений.

Одним предложением: Формула Студент – это неоценимый вклад, инвестиция, в будущую жизнь.

Мне Формула Студент, как проект, дал многое и это факт. Теперь моя очередь. Необходимо вернуть что-либо в этот проект.

Судья конструкции на соревновании Formula Student Germany 2017
Судья конструкции на соревновании Formula Student Germany 2017

На момент выпуска видеоролика мне довелось побывать судьей конструкции на следующих соревнованиях: FS UK, FS Germany, FSAE Michigan. Как участник я был еще на соревнованиях FSA, FSH, FSAE Italy.

Этот список можно разделить на европейские соревнования и на североамериканские. Есть одно важно отличие в подходе.

На соревнованиях в Германии большой процент судей – это люди со стороны спонсоров и для них участие в судействе – это командировка от работы. Я общался с некоторыми из них, приглашал на FSR, и они делились на 2 группы:

1) те, кто едут в отпуск и потом хотят еще немного отдохнуть.

2) те, кто сразу начинает оформлять командировку.

В США же я увидел несколько другую картину. В первую очередь мне бросилась заметно меньшая финансовая поддержка со стороны спонсоров. После соревнований в Германии, самый первые и старейшие соревнования в мире выглядели… блекло. Тут конечно еще и типичная мичиганская погода этого времени года сказалась. С Великих озер постоянно надувает дожди. Но было и одно поразительное отличие, которое выглядело выгодно и в пользу соревнований в США: большое количество судей, чрезвычайно мотивированных ДАТЬ командам отзыв.

Судья конструкции на соревновании Formula SAE Michigan 2016
Судья конструкции на соревновании Formula SAE Michigan 2016

После судейства, на следующий день, мы предоставили организаторам наши номера телефонов. Старший судья судейской бригады сделал расписание нашего посещения команд. Естественно согласовал это с командами и мы по расписанию приходили всей бригадой к команде, а далее у нас был часовой отзыв для каждой. Так весь день. И все, все судьи бригады пришли на эту часть!

Это были чрезвычайно мотивированные люди и когда я обсуждал это с несколькими из них по отдельности, они мне сказали: «мы многое получили из проекта и как и ты, мы возвращаем это назад. Что бы «колесо» FSAE не остановилось». Понимаете? Понимаете как это работает?

В этом мире капитала и денег, такая, ну, практически низовая инициатива двигает этот мир к лучшему. Люди берут что-то из проекта и возвращают, не давая этому остановиться. Только так.

Спонсоры – они подвержены общим экономическим интересам. Это конечно хорошо, что они есть, без них никуда. Но как ни странно, они на порядок менее постоянны, чем такие энтузиасты. И я – один из этих энтузиастов. Среди группы международных судей колесящих по всему миру уже бродит шутка, что самое сложное в ФС – это организовать соревнования в России. Ее ввел в оборот Клод Рулле в 2017 году, когда знакомил меня с группой организаторов Formula Bharat в Индии.

Речь на награждении на соревнованиях в Москве, 2018
Речь на награждении на соревнованиях в Москве, 2018

Я возвращаю в проект. В 2014-ом, работая спорт.директором. В 2015-ом – аналогично, до отмены мероприятия. Когда ДНПП отменило соревнования и сказало – нам нужен просто Фестиваль, а у меня появился контракт на работу в Формуле 1 – я передал все что мог другим людям, не пожалев и часть оборудования (которое потом, к несчастью, пропало). Аналогично я пытался участвовать в организации соревнований в 2016-ом году из Англии, соревнований, которые должны были пройти в Тольятти, но из-за отказа практически всех спонсоров (тут давайте без деталей пока, я занимался спортивной частью и находился в другой стране) были перенесены в Сочи. В Сочи же они отменились, потому что параллельно проходил Фестиваль в Москве и практически все команды отказались. Когда в Сочи в заявке осталось только 4 команды, спонсор в лице дистрибьютора BMW, сказал нам «нет» и пришлось отменять все.

Следующие два года я и Георгий Андреев можно сказать «обрабатывали» СМП. И они заинтересовались проектом. Конечно, как коммерческим маркетинговым, но нам это не важно. Важно, что проект работает. Как итог в 2018-ом СМП договорились с Департаментом и провели Фестиваль в Москве с прицелом на полноценные соревнования. И вот в 2019-ом году впервые после 2014-ого года прошли именно полные соревнования с участием международных судей. Конечно Департамент и СМП пока не понимают, зачем нужно начинать подготовку еще в конце года. Но ситуация улучшается.

Именно отсутствие соревнований в РФ тормозило развитие команд. Не все университеты готовы выделять деньги, что бы студенты под их ответственно скатались в Европу. У нас сейчас вообще ситуация в стране чрезвычайно бюрактратизирована и все волнуют больше вопросы ответственности, чем созидания.

А теперь про созидание.

Когда я работал в Ф1 я пришел к четкому пониманию, что если поставить на весы социальную значимость Формулы 1 и социальную значимость ФС, то…. ФС перевешивает! Давайте сравним: Формула 1 чрезвычайно специфический продукт, который пережигает в себе огромные величины маркетинговых бюджетов. Тут и бюджеты команд и бюджеты на проведение Гран При. Думает построить трассу для Ф1 и привезти туда 1000 человек персонала – это дешево? Увы. Совсем нет! Бюджет на проведение Гран При берется из двух источников – спонсоры и гос.бюджет. Гос.бюджет – это наши налоги. Спонсоры и их маркетинговый бюджет и маркетинговый бюджет компаний, держащих команды – это затраты этих компаний, которые они размазывают по стоимости продукции, заставляя покупателя платить больше или же отчуждать больше труда и/или недооплачивать его в большей степени у своих работников. Вы действительно верите, что Ф1 – это прямо-таки двигатель прогресса в инженерном деле? Не совсем так. Жесткий регламент закрывает наиболее интересные технологии.

Команда Bauman Racing Team на соревнованиях в Москве в 2018
Команда Bauman Racing Team на соревнованиях в Москве в 2018

Активная аэродинамика, активная подвеска – это технологии, уже необходимые и используемые на дорогах. Но в Ф1 это табу. Применение композиционных материалов скажете вы? Увы, композиты и так проникают в нашу жизнь через авиацию. Для этого не надо выдумывать отдельный вид деятельности, который бы их исследовал.

Готовит ли Ф1 специалистов? Да, но 90% из тех, кто не ушел оттуда в первые 3 года (а таких кстати очень много – там большая текучка кадров на низах), остаются в Ф1 до конца жизни. А значит большинство специалистов готовится Формулой 1 для Формулы 1.

А что Формула Студент? Это в чистом виде образование и подготовка инженеров, причем именно в том виде, который наиболее востребован текущей экономической системой. То-есть комплексный и междисциплинарные подходы (в отличие от советских СКБ). По всему миру сейчас около 1000 команд. По статистике FSG команда — это около 25 человек. То-есть 25 тысяч человек, больше чем в Ф1, из которых ежегодно 1/5 выпускается и уходит в индустрию.
ФС не «заневоливает» человека в рамках одной индустрии. Участвуют разные ВУЗы и люди идут работать в разные сферы. В итоге можно констатировать факт, что
Формула Студент сейчас становиться главным международным образовательным проектом, участвующим в подготовке специалистов технического профиля.

Можно спорить, сколько людей привлекла в инженерное дело Ф1. Я таких знаю не много. А вот ФС реально повышает качество инженеров и это факт. Даже если Ф1 и привлекает кого-то к созидательной деятельности сам по себе порог вхождения в аффилированную с ней деятельность необычайно высок. А ведь именно инженеры создают среду вокруг нас, кто бы что не говорил. Тут все просто. Общество – это взаимоотношения человека в производительной деятельности. Структура и вид общества (общественная формация) определяется развитием производительных сил в обществе. И производственные силы развиваются именно этими людьми – инженерами. Оглянитесь. Все что вас окружает создано трудом простых рабочих, которые работали под контролем и по методикам инженеров.

(сноска для марксистов: основа производительных сил — это совокупный труд рабочего и в этом плане именно производительный рабочий двигает общество, создавая прибавочную стоимость. Но ответственность инженера — это рациональное развитие этих сил. Кто работал на заводе поймет о чем я. То-есть я не отрицаю значения рабочего он двигает общество вперед с постоянной скорость, а инженер — создает возможность двигать с ускорением)

Я уж не говор о том, что общая задача между командами – построить гоночный автомобиль – она объединяет команды в разных странах, т.к. создает общий интерес, а где общий интерес – люди стараются понять друг друга, стараются конструктивно взаимодействовать, делиться знаниями. Это сплачивает людей. Всегда лучше строить мосты, а не стены.

Команда Togliatti Racing team на соревнованиях Формула Студент Россия 2019
Команда Togliatti Racing team на соревнованиях Формула Студент Россия 2019

ФС это самоорганизация команд. А значит – низовая инициатива и навыки кооперации. Соревнования могут пройти если есть судьи и официальные лица. Вполне естественно, что как нет двигателя со 100% КПД, так и нет проекта, которому не нужна бы была подпитка ресурсами извне. И самое главное из этого извне – энтузиазм бывших участников. Потому что без приложения человеческого труда ни одни спонсорские деньги не организуют мероприятие. Деньги – это всего лишь средство обмена. А организацию и судейство проводят не деньгами, а трудом персонала и судей.

А ведь кому-то из судей возможно предстоит работать в недалеком будущем с этими студентами. Так почему-бы не вложить свои 5 копеек в процесс подготовки? Согласитесь, это очень неплохая идея: вы участвуете в подготовке ваших коллег, партнеров. И пускай они даже будут работает не у вас в компании – это не важно. Когда ваш партнер или поставщик – профессионал – это только к лучшему. А я хочу верить, что ФС действительно помогает этим ребятам стать профессионалами своего делаю.

Конечно, я не идеалист и понимаю, что вокруг есть объективные причины, которые могут помешать, но мой опыт говорит, что человек после ФС может и готов решать проблемы. И он найдет себе работу и в смежных областях – не обязательно по специальности на которую учился.

У нас в стране сейчас каждый пинает чиновников и неповоротливое государство. Есть за что! Я тут тоже мог бы многое сказать. Но сейчас о другом. Противоположность бюрократическому болоту… чуть было не написал «машине», но на самом деле это болото, липкая жижа, которая тормозит прогресс. Так вот, противоположность бюрократическому болоту – это самоорганизация людей снизу. И ФС – это именно эта самоорганизация.

У нас даже университетские деятели привыкли к неторопливому стилю работы. Бумажки, бумажки и задержки, задержки. Они – убийцы. Убивают время, а время – есть наша жизнь. Мы живем во времени и неразделимы с его ходом. Это наш невосполнимый ресурс.

ФС как раз же дает шанс потренироваться управлять и эффективно использовать время. У вас всего год, что бы реализовать проект. Это строгий дедлайн. Не поучится перенести соревнования на другой семестр. Не получиться сделать пару отписок и обоснований – в протоколе будут стоять точные числа баллов и все.

Формула студент – для созидателей. И то, что я занимаюсь организацией, судейством, образованием по мере сил – это потому, что я хочу видеть таких людей вокруг себя.

Вот такие вот дела. Спасибо за внимание!
Успехов вам в вашей деятельности.

На судействе команды Технического университета Вены на соревнованиях в Германии, 2016 год
На судействе команды Технического университета Вены на соревнованиях в Германии, 2016 год