К юго-востоку от Уфы, в двух километрах от Челябинской автомагистрали есть село под названием Русский Юрмаш. Через село протекает речка Юрмаш, образуя небольшой пруд. Главной достопримечательностью села является восстановленная церковь, рядом с ней расположены здание сельской администрации с библиотекой, почтовое отделение и школа.
Время появления данного населенного пункта определить сложно, возможно это середина XVIIIвека, а может даже и допетровская эпоха. Известно, что селение было основано дворцовыми крестьянами под названием Юрмашский Починок и входило в Богородскую волость дворцовых (с 1797 года – удельных) крестьян. Жители Юрмаша с самого начала имели юридически закрепленные фамилии, самыми распространенными были (и остаются по настоящее время) Разбежкины, Ерыкалины, Пеговы, Никитины, Шестаковы. По некоторым сведениям среди жителей Юрмашевского починка была и семья крещеных башкир. Сохранился любопытный документ, оформленный в 1781 году в Уфимской провинциальной канцелярии. В нем говорится о сделке между потомственным дворянином, отставным поручиком Николаем Андреевичем Каловским с одной стороны, и несколькими дворцовыми крестьянами Юрмашского Починка (Семен и Дмитрий Алексеевичи Пеговы, Григорий и Василий Дементьевичи Ерыкалины, а также Иван Фадеев) с другой стороны. Отставной поручик отдавал крестьянам в оброчное владение на 35 лет свою родовую землю, находившуюся близ Юрмашского Починка, взяв с них единовременно 50 рублей.
Селом починок стал еще в XVIII веке – первая деревянная церковь появилась предположительно в 1769 году, ее освящал епископ Вятский и Великопермский Варфоломей. В середине XIX века церковь сгорела, но на ее месте средствами прихожан построили новую, тоже деревянную. Храм назывался именем святого великомученика Димитрия Солунского.
По последней ревизии 1858 года в селе насчитывалось 317 душ мужского пола. В 1863 году сословная категория удельных крестьян была упразднена, после чего село Юрмаш перешло в Нагаевскую волость. Бывшие удельные крестьяне Юрмаша получили в конечном итоге 1477 десятин надельной земли, в социально-административном аспекте они образовывали Юрмашевское сельское общество, совпадающее с поземельной общиной.
В 1870 году в селе насчитывалось 129 дворов и 701 человек, кроме церкви были отмечены ветряная мельница и училище. Также в селе находилась квартира станового пристава третьего стана Уфимского уезда. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. село Юрмаш также именовалось Дмитриево, по-видимому, от названия церкви. В 1883 году при церкви открылось попечительство. По данным 1891 года приходским священником в Юрмаше был Николай Алексеевич Малиновкин. В 1890-х годах началось строительство уже третьего по счету церковного здания, на этот раз кирпичного (освящен новый храм в 1904). По данным Златоверховникова в конце XIXвека приход Дмитриевской церкви включал 19 населенных пунктов с населением 2730 человек обоего пола. В самом селе в 1895 году насчитывалось 175 дворов и 921 человек, были отмечены два хлебозапасных магазина, три бакалейные лавки и винная лавка.
Что касается учебного заведения в селе, то сначала была открыта школа грамоты при церкви, предположительно в 1862 году. Затем она была преобразована в церковно-приходскую школу, а в 1882 году вместо нее в селе открылось земское училище с трехлетним сроком обучения. В 1909 году в Юрмашевской земской школе работало двое учителей и обучалось 82 ученика. Всего в селе на тот момент насчитывалось 89 детей в возрасте 8 – 11 лет. Получается, что охват детей села начальным образованием уже в 1909 году был почти полным.
Священником Дмитриевской церкви в начале 1910-х годов был Георгий Григорьевич Копейкин.
Подворная перепись 1912 – 1913 гг. зафиксировала в селе Юрмаш (Дмитриево) 169 крестьянских домохозяйств и 1029 крестьян. Из 1477 десятин надельной земли 137 приходилось на усадьбы, а 1302 – на пахотные угодья. В ходе столыпинской реформы было укреплено 612 десятин. При этом только 15 хозяев имели купчую землю – в общей сложности 379 десятин (318 десятин – в единоличной собственности). Социально-имущественное расслоение внутри одной общины бывших удельных крестьян было весьма значительным – одни сельчане жили богато, другие скромно, а кто-то и в крайней бедности. Четверо хозяев имели более 40 десятин земли, шестеро – от 30 до 40, девять – от 20 до 30 десятин. С другой стороны – 56 хозяев имели менее пяти десятин, а девять домохозяйств вообще были безземельными. Кроме того, 62 семьи арендовали в общей сложности 84,6 десятин, а 17 хозяев сдавали в аренду 99 десятин земли, из них 87 десятин надельной. В 25 хозяйствах засевалось более 10 десятин пашни, в 20 – от 6 до 10, в 38 – от 4 до 6 десятин. Что касается обеспеченности крестьян скотом, то 24 хозяина держали не менее четырех рабочих лошадей, 20 хозяев – по три лошади, 55 – по две; 26 хозяев – не менее трех коров, 44 – по две коровы. Восемь семей не держали ни лошадей, ни коров. Пчеловодством занимались 23 семьи, а в 28 семьях основной или дополнительный доход давали занятия вне сельского хозяйства.
НАСЕЛЕНИЕ СЕЛА В 1917 ГОДУ
Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 года зафиксировала в селе Юрмаш 182 русских семьи – 1070 человек. Кроме того, в селе находились беженцы первой мировой войны – 26 семей малороссов (116 человек), две семьи белорусов и одна латышская семья из пяти человек. Всего в Юрмаше в 1917 году насчитывалось 1200 человек. Среди самих русских также было учтено две или три семьи беженцев и 12 посторонних семей (не приписанных к Юрмашевскому сельскому обществу), в том числе две семьи духовного сословия. Из коренных жителей села больше всего было Разбежкиных – не менее 50 семей носило эту фамилию. Далее с большим отрывом шли Ерыкалины, Лопатины, Пеговы, Никитины, Шестаковы. Носители этих шести фамилий составляли более 80 % всех крестьян, приписанных к Юрмашевскому сельскому обществу. Также в селе проживали Атаевы, Осокины, Марковы, Щетинкины, Цирульниковы, Александровы, Белкины, Бердины и другие.
Хозяйственные показатели 1917 года заметно отличаются от данных 1912 – 1913 гг. – у крестьян прибавилось купчей земли, но сократилось количество лошадей. Настоящим богатеем в селе был 37-летний Владимир Филиппович Пегов, он имел 6,35 десятин укрепленной надельной земли, 12,36 десятин купленной укрепленной надельной и 24 десятины купчей земли. Под посевом в его хозяйстве было 17 десятин пашни, а из скотины он держал десять лошадей, десять коров, двадцать овец и 35 свиней. Семья Владимира Пегова состояла из восьми человек, кроме того, в его домохозяйстве проживали трое работников.
Из Разбежкиных наиболее состоятельным был 49-летний Егор Дмитриевич – имел 54,6 десятин земли, из них 13,5 десятин надельной и 8,2 десятин купленной укрепленной надельной, засевал 15 десятин, из скотины держал пять лошадей, шесть коров, 35 овец и 12 свиней. Его семья состояла из десяти человек, включая 46-летнюю жену, пять сыновей от 2 до 25 лет, двух дочерей 14 и 8 лет, а также 76-летнюю тещу. Другой Разбежкин, 47-летний Александр Иванович имел 55 десятин земли, в том числе 6,7 десятин надельной и 4,5 десятин укрепленной надельной, засевал 13 десятин, держал трех лошадей, пять коров, 30 овец и восемь свиней. Семья Александра Ивановича состояла из восьми человек, включая 46-летнюю жену, четырех сыновей от 5 до 25 лет, двух дочерей 26 и 15 лет. У 48-летнего Ивана Спиридоновича Разбежкина было 50,3 десятин земли, в том числе 1,5 десятин надельной и 15,8 десятин укрепленной надельной, однако под посевом было только 9,17 десятин, из скотины отмечено две лошади, пять коров, 27 овец и четыре свиньи. Семья Ивана Спиридоновича состояла только из пяти человек – жена 39 лет, теща 72 года, сын 22 года и сноха 19 лет.
К состоятельным крестьянам относились и братья Ерыкалины – 50-летний Александр и 48-летний Михаил Гурьяновичи. Первый имел 54,5 десятин земли, в том числе 5 десятин надельной и 4,5 десятин купленной укрепленной надельной, засевал 14,75 десятин, из скотины держал трех лошадей, шесть коров, 22 овцы и 12 свиней. Михаил Ерыкалин имел 65 десятин земли, засевал 14 десятин, держал трех лошадей, четырех коров, 29 овец и двух свиней.
Из Никитиных выделялся 56-летний Яков Дмитриевич – имел 28,6 десятин земли, в том числе 9 десятин надельной, засевал 15 десятин, из скотины держал шесть лошадей, пять коров, 17 овец и восемь свиней. Его семья состояла из восьми человек, включая 55-летнюю жену, двух сыновей 27 и 17 лет, 27-летнюю сноху и трех внуков. У 55-летнего Василия Константиновича Маркова было 57 десятин земли, в том числе 11,3 десятин надельной и 13,86 десятин купленной укрепленной надельной, под посевом было только 10,36 десятин, из скотины отмечено три лошади, три коровы и 47 овец. Из Шестаковых самым зажиточным был 41-летний Семен Федорович – имел 30 десятин земли, в том числе 11,3 десятин надельной, засевал 10,6 десятин пашни, держал четырех лошадей, пять коров, 22 овцы и девять свиней. Семья Семена Шестакова состояла из восьми человек, включая трех сыновей.
Приходским священником в 1917 году был 36-летний Василий Иванович Поляков, проживавший в селе с женой и родителями.
СЕЛО ПОСЛЕ 1917 ГОДА
После 1917 года село стало называться Русский Юрмаш, по-видимому – для того, чтобы избежать путаницы с недалеко расположенными тептярскими деревнями Старым и Новым Юрмашами. В 1919 году в Русском Юрмаше был образован сельсовет. В 1920 году в селе насчитывалось 217 домохозяйств и 1220 человек, в том числе 105 украинцев и два белоруса. В 1923 – 1930 году село Русский Юрмаш входило в Петровскую волость Уфимского кантона Башреспублики, а с 1930 года входит в Уфимский район как административный центр одноименного сельсовета.
В 1929 году в селе был образован колхоз «Путь Ильича», переименованный вскоре в «Заветы Ильича». Председателем колхоза в 1930 – 1934 гг. и во время войны была Пелагея Михайловна Разбежкина. Значительную роль в развитии колхоза сыграл Алексей Романович Пегов (1919 – 2005), ветеран войны, в 1949 году он стал секретарем колхозной парторганизации, в 1951 – заместителем председателя, а в 1958 – председателем колхоза. Под его руководством сельское хозяйство неуклонно шло в гору, колхоз получал рекордные урожаи лука, а колхозников наконец-то перевели на денежную оплату труда. С 1967 года Алексей Романович работал в колхозе главбухом, а в 1972 – 1978 гг. – председателем сельпо. Его сын Валентин (1950 г.р.) стал мастером спорта СССР по дзюдо и заслуженным тренером РСФСР.
Интересно, что другой уроженец села по фамилии Пегов – Виктор Николаевич 1938 г.р., стал известным художником. В 1988 году ему было присвоено звание заслуженного работника культуры БАССР, а в 2011 – заслуженного работника культуры РФ.
Что касается церкви, то после революции она функционировала еще достаточно долго, закрыли храм только в 1937 году, а через тридцать лет была снесена колокольня. Сначала в здании храма сделали склад, затем обустроили клуб и библиотеку. По некоторым сведениям в какой-то момент церковное здание пытались даже взорвать, но церковь устояла.
Численность населения Русского Юрмаша с 1930-х годов постепенно снижалась: в 1939 году в селе проживал 991 человек, в 1959 – 868, в 1989 – 798. В 1991 году, то есть на исходе советского периода, колхоз «Заветы Ильича» был преобразован в совхоз «Энергетик» (в наше время – ОАО «Агрохозяйство Энергетик»). Храм был восстановлен в 2003 году, а в начале 2010 года его освятил владыка Никон и с этого момента он носит имена святых Димитрия Солунского и Серафима Саровского. В постсоветскую эпоху демографическая динамика в селе изменилась. Население Русского Юрмаша не просто увеличилось, но и превзошло все показатели прошлых эпох. Коренное население пополнилось приезжими. По последним данным в селе проживает около 1,3 тысяч человек, из них примерно две трети составляют русские, также живут татары, башкиры, марийцы, чуваши, армяне.
Александр БАРАНОВСКИЙ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!