Найти тему

Как яхта сохраняет прямолинейный курс

Всё просто - «виноват» баланс. Силы, действующие на яхту, в идеале сбалансированы, и ничто не мешает ей прямолинейно двигаться вперёд. Собственно такое происходит со многими другими движущимися объектами: автомобилями, велосипедами, тележками, самолётами, и пр. Баланс сил, позволяет не тратить значительную энергию и усилия на удержание прямолинейного движения. В этом рациональная основа многих движущихся объектов, которые придумали и изобрели люди. Рулевые устройства лишь корректируют «случайный» дисбаланс сил, если он появляется. Как же такой баланс достигается на яхте? Яхта перемещается сразу в двух средах: в воздухе (воздушных струях ветра) и в воде, поскольку погружена в воду корпусом и плавником килем и испытывает «упругое» воздействие воды. Центр воздействия ветра схематично можно выделить в точку, которую называют центром парусности яхты (ЦП), центр бокового сопротивления воды дрейфу яхты под ветер (по ветру) (ЦБС) схематично можно выделить в точку расположенную на подводном плавнике яхты – киле.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

В идеале эти точки приложения внешних сил должны лежать на одной вертикали. Конструктор (теперь говорят дизайнер) стремится к этому, создавая чертежи конструкции яхты. При конструировании для поиска этого очень хрупкого баланса принимают средние стандартные условия: ветер слабый до умеренного, курс яхты относительно ветра острый. Ветер приходит в паруса примерно под углом 45 градусов. Смотрите рисунок.

-2

В реальных условиях такой идеальный баланс постоянно нарушается, но в среднем, такое положение для центра парусности и центра бокового сопротивления оптимизирует и уменьшает лишние дополнительные усилия прилагаемые рулем для удержания яхты на курсе. Для достижения вышеуказанного баланса опытные яхтсмены в разных условиях умеют регулировать положение центра парусности вперёд- назад ( от кормы к носу): уменьшая-увеличивая площадь переднего паруса (стакселя) и основного паруса (грота), подбирая и вытравливая шкоты (верёвки, которыми регулируют положение паруса) или изменяя (даже!) наклон мачты.

-3

Для более изощренных регулировок на некоторых яхтах существуют дополнительное подводное оперение – шверты, применяя которые ( опуская вниз или поднимая вверх) можно изменять положение центра бокового сопротивления на разных курсах. Смотрите последний рисунок в увеличении.

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.

@АБС https://morakademy.ru/