Оглавление
- О ЗНАМЕНИЯХ, ПРЕДВЕЩАЮЩИХ НОВОЕ. ИЛИ... КАРТА №13 Вот, кстати, о "знаковом" пожаре в Париже. Узнать бы, кто первым сморозил глупость о конце Франции? Уж не тот ли злопыхатель, который устроил пожар? Но даже, если и так, если и наступит конец нынешней истории, то жалеть об этом нечего. Ведь, если одна история сгорает, то это значит, что ее теснит новая история, формировавшаяся исподволь и незаметно. У Питирима Сорокина в трехтомнике "Социокультурная динамика" об этом сказано, пожалуй, всё и даже более того. Историю развития любого государства он делит на три этапа. Первый - идеоционный. Самое честное время, когда слова не расходятся с делом. Это - время закладки идейных основ государства и этики. Время сильных и умных лидеров. Время плодотворного труда, больших надежд и радости. В такое время происходит закладка в фундамент общества тех ценностей, которым предстоит, разворачиваясь в веках, питать народ смыслом. Второй - идеальный. Это пик развития, когда материальный базис уже построен, а идейный еще жив. В это время между материальным и идейным существует гармония. Это самое мягкое, спокойное и приятное время, когда развивается культура и наука, а страшные вампиры-кровососы еще не обрели достаточную силу. Третий - материальный. Время, когда материальность растет, а идейная составляющая истощается. Тогда появляются люди, которые материальное ставят выше идеального и начинают "вещные" ценности противопоставлять "вечным". Мораль приходит в упадок. Атомизированность общества растет. Растет частное богатство и разворовывается общее. Простота нравов замещается цинизмом. Правда выдавливается двоемыслием. Нравы постепенно портятся и количество негодных людей становится критическим. Это происходит потому, что старые плодотворные идеи утрачивают смысл. В результате, государство осыпается и становится всё менее пригодным для житья. Что делать в этой ситуации? Можно ли снова вернуться к мягкому идеальному периоду, когда была достигнута гармония? Питирим Сорокин утверждает, что это невозможно. "Вернуться-то, конечно, можно, - говорит он, - но не в идеальный период, а в идеоционный. И произойти это может только в том случае, если предыдущая форма ветхого государства будет полностью разрушена". "Король умер! Да здравствует король!" То есть, должно произойти ровно то, о нем поется в известном гимне: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем - мы свой, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем..." И то правда! Что можно построить на месте старого государства, давно выработавшего свой идейный потенциал? В таком государстве можно только доживать жизнь, болея и тоскуя по хорошим временам. Так считает гений социологии Питирим Сорокин. Вот почему не стоит заботиться знаками и знамениями по поводу пожаров древних храмов. Ну, сгорел Нотр-Дам и сгорел. Хороший знак! Это значит, что старая история Франции закончится, а затем начнется новая.