Найти тему
StratMen (Strategic Mentoring)

Пазл-обучение и дилеммное обучение

Различные авторы различали структурированные и неструктурированные проблемы в разных областях обучения. Теоретик обучения Рег Реванс выделял типы обучения P и Q, которые он классифицировал в соответствии с двумя различными структурами проблем.

P-обучение относится к программируемому обучению или знаниям, которые были кодифицированы в книгах, лекциях или аналитических методах. Оно часто используется для описания “головоломок” или проблем, для которых существует правильное решение, даже если ответ трудно найти (отсюда и название «пазл-обучение»). Примером пазл-обучения может быть поиск наилучшего способа сократить время или стоимость какой-либо конкретной производственной операции в производственной системе. Пазл-обучение обычно используется для решения проблем операционной эффективности и при использовании такого обучения обычно используются обсуждения или дебаты.

Напротив, Q-обучение обычно представляет собой “затруднения”, трудности или возможности, для которых явно не существует решения (отсюда и название «дилеммное обучение», хотя такое название сужает понимание). Распространенным примером может быть определение направления, которое выберет компания после слияния. Дилеммное обучение может поддерживаться путем обучения отдельных руководителей и содействия проведению групповых встреч. Такое обучение требует от руководителей переосмысления смысла текущих решений и возникающих тенденций, оспаривания своих предположений и переосмысления своего опыта.

Программы практического обучения, методы поиска будущего, нестандартное мышление, сценарное планирование и внедрение критического диалога на всех уровнях организации - это способы содействия области дилеммного стратегического обучения. В соответствии с терминологией теоретика обучения Карла Вейка, пазл-обучение соотносится с проблемами неопределенности, тогда как дилеммное обучение эквивалентно неоднозначным проблемам, требующим суждения.

Очевидно, что стратегическое мышление включает в себя оба типа обучения, но стратегам может быть легко застрять, используя пазл-обучение, потому что его гораздо проще структурировать, оно движется быстрее, его удобно отслеживать, часто оно привычно, гораздо менее рискованно и имеет решение. Дилеммное обучение включает в себя проверку понимания, но прежде чем это может произойти, мы должны получить стратегическое понимание, задавая различающие вопросы, а затем сверяя анализ данных с прошлым опытом и интуитивным суждением, чтобы ответить на эти вопросы. Каждое стратегическое решение требует различного сочетания анализа, опыта и суждений. Очевидно, что формулы не существует, потому что переменные в каждой ситуации разные.

#пазлы

#стратегии

#обучение

#производственная система

#проблемы