Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

Забытый ритейл 90-х: 6 магазинов электроники и бытовой техники, которые мы потеряли

Оглавление
Вспоминаем закрывшиеся торговые сети электроники, которые были популярны в 90-е и 2000-е годы
Вспоминаем закрывшиеся торговые сети электроники, которые были популярны в 90-е и 2000-е годы

Бытовая техника и электроника стали стали одним из главных направлений экспорта в Россию в 90-е годы, поскольку собственная радиоэлектронная промышленность СССР и России безнадежно проигрывала западным компаниям. В отличие от продуктовых гипермаркетов, магазины электроники появились у нас гораздо раньше, в самом начале 90-х годов и составляли достойную конкуренцию радиорынкам, самым известным из которых был Тушинский, а позднее Митинский радиорынок в Москве.

Это было золотое время расцвета розничной торговли, когда конкуренция на постсоветском рынке была незначительной из-за огромного спроса на компьютеризацию со стороны граждан и расплодившихся частных фирм, который сложно было удовлетворить, а прибыль продавцов переваливала за 100% от закупки. По прибыльности с продажей электроники могли соперничать разве что продажи импортных автомобилей.

Сегодня мы подготовили для вас подборку из самых популярных торговых сетей электроники из лихолетья 90-х, которых по разным причинам сегодня уже нет на рынке.

1. Санрайз (1992-2009)

Фото: malls.ru
Фото: malls.ru

Розничная торговая сеть, созданная в 1992 году группой выпускников МФТИ, специализировалась на продаже компьютерной и оргтехники. До 2004 года компания была сравнительно небольшим игроком на рынке, имея 2 магазина в Москве и еще несколько в регионах, однако затем совершила большой скачок, и на пике своего развития в 2000-х годах имела десятки магазинов в 40 городах России.

В Москве флагманский магазин, одно время бывший крупнейшим в Европе, располагался на Савеловском рынке. Магазины имели мини-формат Санрайз-Лайт и гипермаркеты Санрайз-Про.

В кризис 2008 года компания столкнулась с финансовыми проблемами и влезла в долги, в результате чего к концу 2008 года все розничные магазины оказались закрыты. Некоторые точки, работавшие по франшизе, продолжили свою работу под другими брендами.

2. МИР (1993-2010)

Фото: tut-magaz.ru
Фото: tut-magaz.ru

Торговая сеть, основанная Александром и Евгением Кабановыми, открыла первые магазины в 1993 году, и к концу 90-х входила в топ-5 российских ритейлеров бытовой электроники наравне с М.Видео. В лучшие годы "МИР бытовой техники" насчитывал более 70 магазинов по всей России, из них порядка 20 в столице.

Компания не смогла пережить кризис 2008 года и расплатиться по кредитам, и к 2010 году все ее магазины оказались закрыты, а сама компания признана банкротом.

3. Сэлдом (1991-1999)

Коллаж автора
Коллаж автора

Компания, продававшая телевизоры, видеокамеры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и другую электронику, запомнилась своей минималистичной телерекламой в черно-белых красках с запоминающимися слоганами "CD. Слушай" и "Не просто, а очень просто". Название на русский можно перевести с английского как "редко". Еще один вариант - комбинация слов sale (продавать) + дом.

У фирмы было несколько магазинов, включая собственную секцию в столичном ЦУМе.

К середине 90-х Сэлдом стал проигрывать конкурентам, к концу 90-х их сеть сократилась до одного магазина, а затем тихо прекратила работу.

4. Микродин (1993-1998)

Фото: pastvu.com
Фото: pastvu.com

Это был крупный многонаправленный холдинг, объединявший более 50 компаний и банков, в т.ч. торговая компания (ТК) "Микродин" занимавшаяся продажей бытовой и оргтехники. К середине 90-х сеть насчитывала порядка 40 розничных магазинов, крупный магазин находился в Москве на Бережковской набережной.

В 1995 году холдинг столкнулся с финансовыми проблемами, розничная сеть была выделена в отдельную компанию, резко уменьшилось число магазинов. После кризиса 1998 года компания пыталась переориентироваться на торговлю брендовой одеждой и обувью, просуществовав в таком виде до 2021 года.

5. Партия (1992-2005)

Фото: tut-magaz.ru
Фото: tut-magaz.ru

Сеть, созданная Александром Минеевым и открывшая первые салоны в 1992 году, прославилась тем, что первая среди магазинов электроники стала открыто выкладывать товар на стеллажи по западному образцу в супермаркете на Донской улице в Москве. В середине 90-х Партия имела 10 магазинов в столице и 200 дилерских центров в регионах.

Цены здесь кусались, но зато можно было найти самую последнюю модель экзотической техники как DVD-плееры или плазменные панели буквально через неделю после ее выхода в Японии или Европе. "Вне политики, вне конкуренции" - такой был слоган ритейлера.

Однако с течением времени насыщение рынка и отказ от переориентации на средний класс привели компанию к потере клиентов. В 2005 году Минеев принял решение закрыть магазины, а помещения, которые находились у него в собственности, сдавать в аренду.

6. ДИАЛ электроникс (1993-2001)

Фото: tmregister.ru
Фото: tmregister.ru

Электробытовая сеть среднего ценового сегмента была создана в 1993 году, и к 1998 году входила в пятерку московских ритейлеров с ее 12 розничными магазинами. После августовского дефолта компания оказалась в тяжелом финансовом положении. В 1999 году магазины погрязшей в долгах сети под видом слияния приобрела Техносила, также впрочем почившая в 2010-е годы. Окончательный ребрендинг со сменой вывесок завершился в 2001 году.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй, репость в соцсетях 👍