Найти в Дзене
Жизнь как она есть

Мачеха (окончание)

Лена была в своей комнате. Она не вышла, когда Маня остановилась напротив. Она долго стояла. Первая не могла начать разговор. И его пришлось начинать девушке. - Мама, ну, пройди. Что ты там, как бедная родственница, встала, - произнесла она через силу. Маруся молчала, продолжая рассматривать свою дочь. - Ну, не хочешь, давай перенесем на завтра, - предложила Лена, начав стелить постель. (Друзья, ссылки на начало и продолжение рассказа в конце этой, заключительной части.) Мане очень хотелось поговорить, и все узнать сейчас, а не утром. Но она упрямо пошла на кухню. Лена не вышла к ней. И она сама, поборов свою гордость, вернулась к дочери. - Хорошо, уговорила, - обиженно проговорила она на пороге. – Давай поговорим. Лена быстро подбежала к матери и, обняв, заговорила: «Мамочка, ты же у меня самая лучшая, да? Значит, поймешь меня.» - Ты же поздно вышла замуж, правильно? – продолжила она. – А почему? Правильно, ты хотела, чтобы он был такой, о ком ты мечтала с юности. И ты ждала его, пока
Оглавление

Лена была в своей комнате. Она не вышла, когда Маня остановилась напротив. Она долго стояла. Первая не могла начать разговор. И его пришлось начинать девушке.

- Мама, ну, пройди. Что ты там, как бедная родственница, встала, - произнесла она через силу.

Маруся молчала, продолжая рассматривать свою дочь.

- Ну, не хочешь, давай перенесем на завтра, - предложила Лена, начав стелить постель.

(Друзья, ссылки на начало и продолжение рассказа в конце этой, заключительной части.)

Мане очень хотелось поговорить, и все узнать сейчас, а не утром. Но она упрямо пошла на кухню. Лена не вышла к ней. И она сама, поборов свою гордость, вернулась к дочери.

- Хорошо, уговорила, - обиженно проговорила она на пороге. – Давай поговорим.

Лена быстро подбежала к матери и, обняв, заговорила: «Мамочка, ты же у меня самая лучшая, да? Значит, поймешь меня.»

- Ты же поздно вышла замуж, правильно? – продолжила она. – А почему? Правильно, ты хотела, чтобы он был такой, о ком ты мечтала с юности. И ты ждала его, пока он не нашелся. Я права? Да ты даже за дядю Олега из-за этого не пошла!

Маня не отвечала, но головой в ответ согласно махнула.

- Ну, вот, видишь! – вскрикнула радостно Лена. – Вот и я. Знаешь, сколько ко мне парней приставало?

Маня в ответ только глаза вскинула на дочь. Та матери никогда ничего не рассказывала. А та верила дочери, что не сделает ничего плохого. Вот и не расспрашивала. Мане важно было, чтобы дочь получила диплом.

- Никому не давала согласия, поэтому тебе ничего не говорила, - сказала Лена, будто читая мысли Маруси. – А вот его я сразу выделила. Мы решили, что никто не должен знать, что мы любим друг друга. Вот и договорились, если встречаться, то не на виду у всех…

Лена рассказала, что все время, пока она училась, Виктор, не настаивал ни на чем. А вот вчера, после защиты диплома, они с Виктором и пришли для знакомства.

- Поняла теперь?! – победно воскликнула девушка, и отошла, чтобы посмотреть на реакцию матери.

Маруся боролась сама с собой. С одной стороны, она не представляла, как и что дальше. С другой – это же счастье какое, что ее девочка нашла человека, которого полюбила.

Порядочного человека! Сколько лет не трогал ее, не настаивал ни на чем…

- Ну, ты и партизанка, у меня, - только сказала Маня.

- А то! Мне есть, в кого такой быть! – поставила в разговоре точку Лена, и помчалась снова в постель, поцеловав маму.

*****

На этот раз, когда в дом снова пришел Виктор, Маруся была готова. Ее заранее предупредили, что сегодня будут гости. И уж она отвела душу, готовя свои знаменитые разносолы.

Виктор выглядел торжественно. Ленка, держа его под руку и входя в прихожую, дурачилась, смешно изображая из себя взрослую даму.

Маня вышла их встречать. Она нарядилась в свое парадное платье. Надела шпильки, на которых едва стояла. И пригласила всех к столу, который она накрыла в Ленкиной комнате.

Виктор при близком рассмотрении вовсе не казался взрослым мужчиной. Он носил очки и бороду. Это, скорее всего, и взрослило его. За трапезой, а на столе чего только не было, гость кратко рассказал о себе.

- А ваши родители, кто они? – не удержалась от вопроса Маня.

- Они простые люди. Папа на заводе работает, а мама домохозяйка, - ответил Виктор.

Лена увела разговор в другое русло, пытаясь не смущать Виктора и остановить материны вопросы.

- Мама, а у нас с Витей есть планы, - начала было она.

- Нет, Ленусик, давай сначала я. А то ты все расскажешь, и никто ничего не поймет, - перебил Виктор.

- Словом, мы давно хотели пожениться, - сказал он. - Но Лена должна была закончить институт. Да и вы без особого восторга бы встретили такую новость. Вот мы приняли другое решение – пожениться после защиты...

Маруся и так была разрумянена от хлопот и переживаний. А тут, хоть и знала, что именно может сказать ей Виктор, разволновалась. Успокоившись, продолжила разговор.

- Ну, что, Ленка, - развела руками Маня. – Мать твоя не против. А если бы и противилась, знаю, что тебя бы это остановило. Так что, идите, и подавайте заявление. Будем готовиться к свадьбе.

*****

Куда там готовиться! Ленка, как всегда, сделала все по-своему. Оказывается, они с Виктором давно подали заявление. И до их свадьбы оставалось всего два дня. Считая и сегодняшний.

- Как два дня! – искренне возмутилась Маруся. – Да я же не успею ни гостей позвать, ни наготовить всего.

- Мама, а у нас все уже давно знают, все были предупреждены, - ответила Лена. – Просто мы не хотели тебя беспокоить заранее. Не знали, как отнесешься.

Так вот, Света с Толей, Коля с Таней, Наталья Венедиктовна, и даже родители Виктора, которые давно были знакомы с Леной, все знали.

Она заранее расписали меню, продумали все остальное, разделили на всех этот фронт работы. Оставалось только узнать решение Мани. Ну, а потом все и закрутилось.

Готовили на три дома. Потом все снесли к Марусе, потому что у нее была просторная квартира. И отыграли свадьбу на славу.

Маня не решалась спросить, где же молодожены будут жить. А Лена и Виктор не торопились сказать ей главное. Поэтому разговор на тему, где они будут жить, умело переводили на другое.

Но утром, когда молодые проснулись, они огорошили своей новостью Маню, которая кормила их вкусным завтраком.

*****

Через время разлетелись все Манины дети…

Ленка уехала в другой город, и родила там мальчика. Света с семьей переехала через год. Коле дали квартиру на другом конце города.

Маня потеряла смысл жизни. Она до сих пор жила детьми, внуками, пусть и не своими. Ее долго навещал Олег, пытаясь уговорить. Но Маруся стояла как крепость, не сдавая своих позиций.

Годы не мчались. Годы полетели…

Маня, выйдя на пенсию, затворилась в своей квартире. Пока ноги еще ходили, она сама себя обслуживала. К Олегу, а он продолжал захаживать к Марусе, помогал ей в быту, стеснялась обратиться, делая вид, что у нее все хорошо.

А когда ноги отказали, она перестала выходить за пределы своей квартиры. Олега перестала пускать. Соседке платила, чтобы та приносила лекарства и продукты.

Детям она ничего не говорила. Они бы ничего и не узнали, если бы она не ослепла. Ведь письма уже не могла им писать.

Первой забила тревогу Света. Позвонила Коле. А тот, придя к мачехе, увидел удручающую картину в незакрытой на ключ квартире.

Немытые полы. Грязь вокруг. Паутина везде. Пустой холодильник. Немытая посуда.

И Маня. Худая, слепая. Она смиренно лежала на кровати с несвежей постелью. И Колю не сразу признала.

Что случилось? Коля об этом узнал от соседки. Та, поняв, кто перед ней, оказалась пронырой. Ведя свой рассказ, сообщила, что Маня последний раз не додала ей. И потом, когда Коля без слов дал ей нужную сумму, пожалела, что больше не запросила.

- Все, собираемся, Манечка, поехали к нам, - сказал решительно Коля, вернувшись в комнату и пытаясь найти Марусину одежду.

- Нет, сыночек, - твердо сказала слабым голосом Маня, - я никуда не поеду. Не хочу быть обузой, понимаешь? Я и девочкам поэтому не писала ничего, и Тоньке-соседке запретила вам говорить.

Она махнула рукой на шкафчик, дав понять, что разговор окончен. И сказала, чтобы Коля вынул документы.

- Вот, смотри, квартиру я вам на троих, на Лену, Свету и тебя, переписала, - добавила Маня.

- Маня, да ладно! Прекрати , ты о чем, - завозмущался Коля.

– Так, возражения не принимаются. Знай, понял? Это вам троим. И давай, иди себе. Устала я. Ты дочкам моим приветы-то передай, и не беспокой их, слышишь?

*****

Коля с Таней поехали к Марусе в субботу. Но работы тут было столько, что они захватили и воскресенье. Зато квартира после генеральной уборки засияла, как в прежние времена.

А сама Маруся, искупанная и одетая в чистое, лежала на чистом белье, и не сдерживала слез.

- Теть Мань, ну вы чего? – спросила Таня. – Мы, да, свиньи с Колькой. Могли бы приезжать. Да вот верили соседке вашей…

- Спасибо, родные мои, - только и сказала Маруся, пряча лицо, залитое слезами.

Коля с Таней по очереди навещали Маню. Они ее и в больницу отправили, когда все было совсем плохо. Они и забрали ее оттуда, когда попросилась обратно…

Видели они ее тогда в последний раз.

*****

Света и Лена на похороны приехали без мужей. Телеграмма пришла неожиданно. На дорогу у обеих ушло немало времени, ведь жили далеко. Но успели…

Фото с сайта https://pixabay.com/ru/
Фото с сайта https://pixabay.com/ru/

За гробом шли только они, Толя с Таней, да соседки. Маня тихо в последние годы жила, отойдя от друзей и знакомых. Поминки были такими же скромными…

Без нее опустела квартира. Лена, Света и Коля должны были сейчас решить, как с ней быть. Ведь Маня оставила ее им троим. А у них у всех жилье свое было.

Когда они искали документы, наткнулись на небольшой конверт. На нем было написано: «Деткам моим, Светочке, Колечке и Леночке!»

Читать без слез письмо было невозможно. Коля читал, еле справляясь с волнением.

«Ну, вот, вы уже читаете письмо. Значит, меня уже нет. Много писать не буду, хотя моя жизнь была непростой. Я перед всеми завинила. Но вы же знаете, что о мертвых или хорошо, или ничего? Не ругайте, а простите меня, родные мои...Ну, и не вздумайте реветь, слышите?

И еще. С квартирой решайте сами. Как и с деньгами. Собрала я вам тут кое-что. Смотрите сберкнижку. Прощайте, и не поминайте лихом… Любила вас всех и всегда. Ваша Маня…»

*****

Лена и Манины дети, а так и называла мачеха детей Петра, разъехались по своим домам. Но квартиру решили пока не продавать. Слишком свежо было все в памяти. Ну, а позднее ее успешно обживали уже внуки Марусины…

Друзья, здесь - ссылки на начало и продолжение рассказа:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Часть 9

Часть 10

Часть 11

Часть 12

Часть 13

Часть 14

Часть 15

Часть 16

Часть 17

Часть 18

Часть 19