Да, читателю, разочарованному "Осколками вселенной", не стоит откладывать эпопею в сторону. (Кстати, "Осколок" вроде бы и издателей разочаровал в свое время).
На сцене появляется новый и очень живой персонаж: молодой провинциальный математик Гэри Селдон. (Декорации: давно установившаяся космическая Империя вроде бы процветает, под ее властью войны между планетами ушли в прошлое. Центр теперь расположен на планете Трентор, превращенной, кстати, в сплошную "стальную пещеру". Вопрос о том, на какой планете зародилось человечество, давно сделался дискуссионным - для любителей дискутировать на малозначимые темы. О космонитах все позабыли тем более, вероятно они, наконец, "выродились". Уж совсем позабыто о роботах). Гэри Селдон, прилетевший на математический конгресс, делает доклад о психоистории, науке, рассчитывающей социальные процессы наперед. Науки еще нет, автор идеи даже не вполне уверен, что она когда-нибудь получит практическую реализацию. Но сенсация проистекла, Селдона сочли "предсказателем будущего". Поэтому за ним начинается охота сильных мира сего - каждому хочется заполучить "предсказателя" себе. Это и император Клеон, а в особенности его премьер Эдо Демерзель, коварный серый кардинал. И мэр оппозиционного планетарного сектора Сетчем, претендующий на престол империи. Селдон вынужден прятаться в различных секторах Трентора, в чем ему содействует оппозиционный и Сетчему и императору журналист Челвик, с самого начала вызывающий у нас необъяснимую симпатию.
Гэри прячется то в секторе Даль, являющимся социальным дном планеты, то в странном Микогене, жители которого презирают всех остальных. Неожиданно выясняется, что микогенцы - потомки космонитов с Авроры. Как они оказались среди потомков землян - увы, автор умалчивает. А жаль. Постепенно Селдон обрастает командой: будущим математиком Юго, которого вытаскивает из трущоб, в трущобах же он находит приемного сына Рейча (прелесть!), а немногим ранее встречает свою будущую жену Дорс (к этому образу есть вопросы).
Месяцев через несколько выясняется, что симпатичный Челвик и загадочный сатрап Демерзель - в действительности одно и то же лицо, а гонял он Селдона по всей планете затем, чтобы, на время покинувший башню слоновой кости математик понял: психоистория должна получить практическое воплощение. Ибо "империя погибает". Если не научиться прогнозировать грядущее - человечество опять ждут долгие десятилетия войн и деградации.
Но и это еще не всё. Мы с удовольствием узнаем, что покровитель Селдона это не Челвик и не Демерзель, а наш старый знакомец р.Дэниел Оливо. Робот, проживший уже двадцать тысяч лет. Эх, многовато! Но мы так радуемся р.Дэниелу, что готовы это извинить. Труднее извинить то, что Дорс, жена Гэри, тоже тайный робот. Во-первых, где Дэниел клепает себе подобных? Впрочем, в самом последнем томе у него находится какая-то база на Луне. Вероятно и фабрика там. Хуже то, что автор вспоминает о сущности Дорс через раз, когда надлежит, к примеру, побить десятерых. (С первым законом роботехники, кстати, у Дорс явные проблемы). А то вдруг читаем, что "Дорс уже десять лет не посещавшая имперский сектор, плохо помнила окрестности". Это как? Из базы данных, что ли, стерла?
Но так или иначе - а чтение снова увлекательно. Дабы противостоять грядущим катастрофам, Селдон спешит - он основывает сообщество ученых, которому, вооруженному знаниями, предстоит взять вселенную под контроль, когда рухнет империя. От сотрясений подальше, он подстраивает "ссылку" Академии на неимоверно далёкую планету. Он уже слишком стар, ему новой планеты не повидать. Но для обитателей будущей столицы мира - планеты Терминус - пожилой Селдон записывает свои голографические обращения, которые надлежит открывать во время "кризисов" (которые он просчитал).
Все эти книги, их несколько, приятно и читать и перечитывать. Это умное чтение, в основе которого лежит умная идея - вероятностность просчитывания социальных процессов. Да и повествование вновь делается ярким, выпуклым.
И - вниз, вниз, вниз! Академия постепенно устанавливает свое господство над миром нового варварства. Вокруг - скучная пародия на Средневековье. Очень скучная. С пародией на религию, которую сочиняют для дикарей космоса прогрессоры из Академии. (Резкое отличие от "Пещер" с их христианской темой). Пару книг, проглядев, откладываешь в сторону.
Но дальше не лучше. Академия устанавливает свою повсеместную власть. Но оказывается, что Селдон сыграл двойную игру. Он основал и Вторую Академию, но тайную. Читать об этом интереснее, чем про космических дикарей, но зато много сильнее недоумение. Над математиками, чье оружие - интеллект, Селдон поставил тайно надзирающих телепатов. Эти сверхлюди поправляют ошибки математиков и прочих, вторгаясь в чужое сознание, навязывая свою тайную волю. Для пользы дела, разумеется. Каково? Это уже какая-то антихристианская установка: пусть люди действуют не по своей воле, "блага" ради. Добродетельные автоматы.
Еще пару книг граждане Первой Академии маниакально ищут сотрудников Второй, дабы их весьма жестко обезопасить. (При этом они продолжают чтить фундамент своего сообщества - "план Селдона", что уже странно). Сотрудники же Второй Академии выворачиваются, водят за нос, подкидывают обманки, не смущаясь вторжениями в мозги. Образы, за вычетом злодея Мула, делаются неинтересными, похожими друг на друга.
И как-то делается очень обидно, что роскошная идея психоистории подменяется по ходу на совсем даже неблагородную систему тотального контроля. И кажется вновь, что писатель всё зава...
Но вы не выдерживаете, и всё же открываете следующие тома.
На днях договорим, если опять не отвлекут менее приятные обстоятельства.