Найти тему

НАЛЕТ

Авианосец "Мидуэй" да день до налета (Картинка из интернета)
Авианосец "Мидуэй" да день до налета (Картинка из интернета)

Мы жили на своем острове практически без связи с внешним миром. Телевизоров у нас не было, радио «Маяк» ловилось только на большой ламповый приемник, который стоял в канцелярии. Да и то, качество было ужасное. Однажды, услышав по радио: «шшш…н а шшш…году жизни. шшш. безвременно…шшш», мы решили что умер Брежнев. Пришлось оперативному еще пару раз слушать радио чтобы понять, что это кто-то из политбюро (кто, так и не узнали). Весь эфир был забит одними японцами. Более-менее хорошо было слышно «Радио-Москвы», которое вещало на английском на Америку.

Связь с полком была только шифрованной морзянкой. Ни с кораблями, которые в изобилии ходили вокруг ни с самолетами никакой связи не было. Мы варились «в собственном соку». Внешний мир мы видели только на экранах наших локаторов. Мы чувствовали, что обстановка вокруг накаляется, но насколько это серьезно можно было понять только по приказам из кодограмм (см. рассказ «незваный гость»). Нас никто не ставил в известность, да и своих хлопот было полно.

А ситуация между тем накалялась. Один авианосец (Энтерпрайз) встал напротив Камчатки, второй (Мидуэй) напротив малой курильской гряды.

Они были в международных водах и даже не в прямой видимости. Почти неделю они себя проявляли слабо. Взлетит один самолет, сделает круг и сядет. Вроде как взлет-посадку отрабатывает. А у нас как только взлетит, так боевую тревогу объявляют. Причем эта тревога идет наверх. Не только мы тренируемся но и большое начальство. А зачем начальству такой головняк? Ну подумаешь, один самолетик взлетел. Начало начальство материть оперативных в полку, чтобы "зря" на уши всех не ставили. Стали оперативные "пропускать мимо ушей" такие полеты. Так и пропустили момент, когда самолеты начали пачками взлетать.

Понедельник 4-го апреля 1983 года ничем не отличался от всех остальных понедельников. С утра развод, и оперативка в канцелярии. Все было как обычно и вдруг включается звонок боевой тревоги (у нас был обычный, школьный звонок) и оперативный по «громкой» сообщает: «С полка пришел циркуляр (общее сообщение для рот), «множественные нарушения госграницы, приказ уничтожить нарушителей».

Ого! Тревоги у нас были частыми, но «Такого Карбараса» никогда не было. Неужели началось?

Мысль мелькнула и пропала.

Главное оружие нашей роты (ДШК) стоял в коридоре напротив входной двери. Его вес со станком 170кг (а у нас неполный расчет). По тревоге, несколько человек выносят пулемет по ступенькам крыльца и оставив его перед ротой бегут занимать свои места. Первый номер ДШК в этот день был дежурным оператором, а значит, согласно нашему расписанию, сегодня я был за него.

Вдвоем с вторым номером мы подхватываем пулемет и катим его на позицию. Там на лафете как раз две рукоятки, чтобы удобно было катить. А у нас в руках две патронные коробки с лентами для пулемета.

Позиция была рядом с моей РЛС расстояние от крыльца роты до РЛС 120м. Мы прикатили пулемет и начали разворачивать его для стрельбы по воздушным целям.

Все было как всегда, многократно отработано и закреплено многочисленными тренировками.

РАЗ! Отстегнуты две завертки щита, щит долой!

ДВА! Отстегнуты крепления колес, теперь они не связаны с пулеметом и останутся на месте, когда мы его поднимем.

ТРИ! раздвинуты крайние ноги станка.

Мы беремся с двух сторон и ставим ДШК в положение "По воздушным целям". Теперь он стоит на треноге. Второй номер пристегивает патронную коробку, я открываю крышку приемника, вставляю ленту и захлопываю крышку. Передергиваю затвор. Пулемет готов к стрельбе. Где цели?

Целей нет. Прекрасная погода, весна, ярко синее небо, солнце. Неужели сейчас все начнется? А может опять тренировка? Отсылаю второй номер в щель, отрытую рядом с пулеметом. Он мне пока не нужен.

Включается РЛС (значит прошло ровно 3 минуты). Оператор открывает дверь, для того чтобы транслировать мне команды с ПУ.

Я слышу, как он докладывает по «громкой». Обнаружена новая цель азимут 80 удаление 180.

Это далеко, это не к нам. Максимальная дальность стрельбы из моего пулемета не более двух км. В наставлении по стрельбе сказано: «Дальность от 2000 до 1500 м считать предельной и стрельбу на предельных дальностях допускать в исключительных случаях, если этого требует боевая обстановка» (Хотя если в лоб, то можно начинать стрелять и с 3км).

И вдруг: «Обнаружена новая цель, азимут 170 удаление 20". И сразу - "Нарушение госграницы». Ого! А вот это уже точно к нам. Оператор высовывается из двери и кричит: «Товарищ лейтенант! Идут! Азимут 170». Разворачиваю ствол в ту сторону. Медленно идут секунды 1..2..3 А вот и «гости»! Из-за вулкана «Мильна» выскакивает пара фантомов. Высота примерно 300-400 метров. Все кажется нереальным как в компьютерной игре. Навожу на головного, но стрелять нельзя! Дальность великовата. И ракурс самый неудачный, боковой. Они идут мимо нас на север острова. Пока я думаю, сколько взять опережение, 10 или 15 корпусов, оператор кричит «Дальность 5!» стрелять? не стрелять? Далеко, решаю я, пока рано. Секунда и нарушители уходят к бухте Броутона. Ну конечно, там база подводных лодок, та цель «вкуснее». Ну почему наши не стреляют? Цель прямо у них над головой! Чего ждут? Там ПВО покруче одинокого ДШК. Видимо их застали врасплох!

Я продолжаю держать самолеты в прицеле. Красивые белые инверсионные следы на фоне ослепительно синего неба, и на конце, как игрушечные, маленькие самолетики. На них при поворотах возникают яркие солнечные блики. Самолетики делают круг над базой, скрываются за вулканом «Прево» и выскакивают с Охотской стороны. Оператор кричит: «Азимут «0» дальность 45». Ну вот и наша очередь думаю я. Страха нет, есть злость и мрачная решимость. Самолетики выглядят как игрушечные и не опасные. Я больше боюсь оплошать, сейчас я один за всех. Все остальные сидят на боевых постах и не могут влиять на ситуацию. Если я дрогну, то у них вообще нет шансов. В крови булькает адреналин, я забываю, что с этого ракурса они не смогут нас атаковать, им мешает вулкан у меня за спиной. Самолеты уходят влево и опять скрываются за вулканом «Мильна». Я до последнего держу их в прицеле.

Все? Мы с вторым номером крутим головами откуда зайдут? Я решаю, что опять с востока и разворачиваю пулемет. Не угадал! Самолеты сделали за вулканом разворот (может прошли над ротой на Урупе) и зашли с запада по охотской стороне. Но теперь до них 10-15 км. Они прошли еще раз над бухтой Броутона и пошли над океаном на юг.

Весь «кипеж» занял около 5-ти минут! Вот так и выглядит современный бой. Два года интенсивных тренировок, пять минут - и бой закончен! (В нашем случае – «боевая ничья») Правду говорят, что наша рота «рассчитана» только на эти пять минут!

Пара "Фантомов" над морем. (С интернета)
Пара "Фантомов" над морем. (С интернета)

Тревогу отбивают только через час. Все это время я торчу около пулемета. Но больше ничего «интересного» не происходит.

Наконец отбой. Командир собирает всех в канцелярии и начинается «разбор полетов». Похоже, что мы молодцы. Ни одного прокола. Рота заняла боевое положение за три минуты (если бы заняли как положено, за пять, то увидели бы только хвосты самолетов, уходящих в океан). Детей успели спрятать в убежище. Во время налета никто по территории с выпученными глазами не метался, все были на своих боевых местах. По «громкой» - ни одного лишнего слова, только по делу (даже мата ни одного, ну или я в горячке не заметил). Проверили журнал учета выданных целей – все четко, все выдали вовремя и точно, на планшетах нарисована вся обстановка. Даже двойной фото контроль есть!

Нет, ну какая все-таки отвратительная провокация! Вот представьте зеркальную ситуацию, пара наших крейсеров подходит к побережью США с них влетают самолеты и имитируют атаку на побережье! Что бы сказало «мировое сообщество»?

Всю ночь радисты принимают кодограммы с полка. После их расшифровки становится ясно – «Дело дрянь»! Полк не выполнил боевую задачу. Кроме нашей роты никто ничего не успел. У кого-то не завелся дизель, у кого-то не включилась РЛС, а те, кто были «на боевой» заблудились в трех соснах. Цели перепутаны, Воздух выдан «рвано» фактически клубок не связанных друг с другом линий. Целеуказание авиаторам не выдано (да там еще и их комполка ступил, не поднял дежурные самолеты, хотя пилоты были в кабинах). Вражеские самолеты ходили по головам, имитировали атаку на предельно низкой высоте, от их пролетов вылетали стекла в домах, но ни одного выстрела в ответ он не получили. Основное оружие рот, было ЗПУ-2 двуствольные зенитные установки калибра 14.5 (А нам даже такая не досталась). По тогдашним правилам, стволы от них хранились отдельно в оружейке. По тревоге их нужно было тащить на позицию и привинчивать. Успеть проделать все это за 5 минут не всегда было возможно. Да и как показал налет, даже 5 минут это слишком много! В общем, -полный разгром!

Наша рота была компактной. От казармы до дальней РЛС всего 200м. Но не всем так повезло в жизни. Например, рота на перешейке «Ветровое» имела казарму под горой, а РЛС на верхушке. Их рекордсмен успевал по тревоге добежать аж за 25 минут (Но это надо быть здоровым как лось, а обычно это занимало минут 40) вот и попробуйте в такой ситуации что-то сделать.

В одной из кодограмм было написано, что к нам в полк прибывает комиссия министерства обороны, военный прокурор Дальневосточного округа и еще пара каких-то комиссий помельче. Было приказано оказывать им всяческое содействие. Ясно было, что сейчас усиленно начнут искать крайних и наказывать всех невиновных (о награждении непричастных можно сразу забыть, так как полк боевую задачу не выполнил).

Мы с интересом наблюдали за всеми эти делами и чувствовали себя в полной безопасности. Транспорта к нам нет, вопросов вроде тоже. Мы решили, что до нас не доберутся. Дальнейшие события показали, что мы сильно заблуждались. Полк потрошили так, что добрались до самых «печенок» :-). Но о комиссии я лучше напишу отдельно. Результатом работы комиссий стали 8 уголовных дел на военнослужащих нашего полка (от операторов, до оперативных дежурных).

Кроме того, всем офицерам полка, без разбора, задержали очередные воинские звания.

PS

Перед тем, как писать, я посмотрел в интернете, что пишут про этот налет. Материала маловато, видимо хвастаться было особо нечем.

И такую чухню пишут! Читаю одну статью: «Неизвестный советский Перл-Харбор». Ну понятно, журналистам надо чтобы «Посочнее». Пишут, что это были Штурмовики А-7, нет, это были F-14, ой нет это были F-4. Короче выбирайте на любой вкус! Мог я ошибиться в определении типа самолетов? Ну, наверное, мог. Раньше стрелять по самолетам противника мне не приходилось, но каждую пятницу на занятиях по тактике ПВО мы разглядывали силуэты самолетов «вероятного противника». У А-7 большой воздухозаборник, который начинается как шишка на носу. Может и правда F-14? Тоже нет, у «фантомов» характерная ступенька сзади снизу (там сопла двигателей). Основной самолет на авианосце «Мидуэй» (именно он стоял у нас на юге) был именно «Фантом» (F-4). А «Корсары» (А-7) и «Томкэты» (F-14) базировались на авианосце «Энтерпрайз», который был на севере. Так что я считаю, что точно видел «Фантомы».

Теперь количество. Статья в «Википедии»: «Зеленый (Малая курильская гряда).”. 4 апреля 1983 года в районе малой курильской гряды 6 самолетов США типа А-7 вошли в воздушное пространство СССР на глубину от 2 до 39км и провели условное бомбометание…

Насчет А-7 я уже высказался, позвольте не поверить и по поводу 6-ти самолетов, участвующих в налете на Курилы. Cамый «зеленый» оператор РЛС «ведет» 6 целей. Нормальный оператор, ведет от 12 до 15. (Мои вели от 18 до 20). И мне тут рассказывают, что весь наш полк лег от 4-х самолетов (Если считать, что два якобы из этих шести я видел лично и совсем не там)? Позвольте не поверить в такую чушь! Самолетов было явно больше. Есть фотография авианосца «Мидуэй» за день до налета. На палубе 23 самолета. Насколько я помню, «шесть» - это число ОФИЦИАЛЬНО ЗАФИКСИРОВАННЫХ нарушений гос. границы. А сколько было точно самолетов знают только США.

Это была самая крупная провокация. Но и до и после была куча мелких. Вот за это все и поплатился корейский «Боинг». Ох не в том месте и не в то время умудрился он прогуляться над Камчаткой и Сахалином.

Что там у них на борту произошло, неясно до сих пор, ну а виноват остался СССР. Мы стали «Империей зла», а США как всегда «белые и пушистые».

Кто хочет сам посмотреть материалы, ищите в интернете «FLEETEX 83» или «Неизвестный советский Перл-Харбор» и почитайте сами все, что про это пишут.