Найти тему
Сокровища барахолки

Была у меня знакомая – вылитая Надя из «Блондинки за углом». Любила удивлять нас дефицитными товарами

Мне очень нравятся комедии с участием Андрея Миронова, я их периодически пересматриваю, при этом смеюсь от души. Только вот «Блондинка за углом» получилась невеселая, она и раньше вызывала грусть, а сейчас прямо «философская драма».

Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.
Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.

В прологе А.Миронов говорит, что это преувеличенная фантастическая история, и что в будущем люди будут добрее и бескорыстнее. Получилось все наоборот: все, что показано в фильме – преуменьшенная современная действительность, с культом не дефицита, но денег и возможностей.

Практичная Наденька, с жизненным кредо «Не место красит человека, а связи» - это героиня нашего времени. В моем советском прошлом было несколько подобный «Надюш».

В советские времена особым уважением пользовались люди, которые оказывались ближе к дефицитным товарам. Это были продавцы, работники ОРСа и общепита.

Наша соседка работала барменом в кафе и обладала обширными связями, их в СССР называли «блатом».

Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.
Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.

У тети Нелли блат был везде, т.е. она дружила со всеми, так на всякий случай, а вдруг пригодится. Несмотря на отсутствие образования, она выстраивала такие схемы, что Наденька на ее фоне выглядела младенцем.

Когда ей понадобилась песцовая шапка, были задействованы: работник продуктового склада, стоматолог, билетерша в цирке и даже наша соседка, которая работала оператором на БРУ.

Тетя Нелли, при всех своих возможностях была очень доброй и общительной особой.

У нас во дворе соседку называли «Золотая рыбка» - она помогала решить многие проблемы. Пропихнула в строительный техникум оболтуса Сашку с первого этажа, достала лекарства для бабушки, помогла устроить в детсад соседского малыша.

Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.
Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.

Все это она делала не бескорыстно, а за бартер, по принципу «Ты мне – я тебе». Мне кажется ее выгода была в расширении связей и возможностей.

Следующую «Наденьку» я встретил в институте. Однокурсница Лиля,с легким и веселым характером. Где бы она не появлялась, она везде обрастала полезными знакомствами.

Школьные приятельницы, работающие в универмаге, мама подруги, завпроизводством в крупном ресторане –основа Лилиной «сети».

Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.
Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.

Во времена повышенного спроса на модные куртки из «жатки», она доставала за бешенные деньги фирменную куртку, распарывала ее, делая лекала, а потом из ткани, добытой в универмаге, шила и продавала их через знакомых, тем самым расширяя круг знакомств.

Помню, она достала где-то модный каталог одежды OTTO и по нему начала шить и продавать одежду. В таком платье на новогоднем вечере щеголяла и моя девушка.

После института Лиля недолго работала по специальности (инженер-строитель), быстро перебралась в столицу и окунулась в сферу услуг. Сейчас у нее популярный косметический салон и благодаря ее клиенткам куча связей.

Была в моем окружении родственница по папиной линии, которая работала в ларьке на рынке. Продавала одежду и обувь. Так ничего особенного. Когда я у родителей спрашивал о том сколько же тетя Аня зарабатывает, если сыну и дочке купила по дому, они снисходительно улыбались.

Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.
Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.

Оказывается, она продавала товар «из-под полы» одному покупателю, который тут же на рынке перепродавал его по завышенной цене, маржу делили.

В отличие от соседки, тетя Аня ни родственников, ни соседей не жаловала, если только от них не было конкретной выгоды. Соответственно и круг ее интересов был ограничен поставщиком и покупателем для проворачивания делишек.

В фильме А.Миронов делает предположение, что такое явление как блат и связи канут в Лету. Но он ошибся. Современное поколение не знает, что такое дефицит, но прекрасно понимает, что связи и возможности решают в нашей жизни все.

Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.
Кадр из фильма «Блондинка за углом», режиссер Владимир Бортко, 1984 год.

Недавно сын устраивал ребенка в школу, без знакомств не обошлось. По району проживания мальчик должен ходить в школу переходя две оживленные магистрали. Сын через коллегу решил этот вопрос. Но за это его машину без очереди взяли на ТО в салон зятя.

Вот так и живем, только «правит балом» не дефицит, а знакомства и связи.

По каким принципам будет строиться жизнь следующего поколения?

«Правила одинаковые для всех» или «Все для своих, остальные – в очередь»?