Аутизм распространен среди мальчиков и девочек, без гендерных ограничений. Однако у мужского пола он все-таки встречается чаще, примерно 1 к 4, поэтому большинство статей посвящено именно мальчикам. Тем не менее, расстройство актуально для всех и поэтому давайте разберемся, чем отличается аутизм у девочек, как проявляется и есть еще какие-то важные особенности?
Почему РАС разделяют по половому признаку?
Давайте сразу уточним — аутистки гораздо реже участвуют в клинических исследованиях. Почему, непонятно, ученые ухватились изначально за проблеск в разгадке расстройства и так его продолжают тянуть. Между тем, особенности женского расстройства из-за этого изучены, вроде как, совсем уж немного. И поэтому своевременная диагностика, равно как программы коррекции, находятся на более низком уровне. Об этом говорит исследование в Швеции, в котором они тестировали 100 девочек у которых были проблемы социальной адаптации. И оказалось, что 47 из них страдают аутизмом, но что удивительно, даже с учетом своевременного медицинского обследования, у них этот диагноз официально не установлен.
Возможно, если бы исследования проводились на общем уровне, пазл бы сложился и наконец природа РАС была бы разгадана. Но пока имеем то, что имеем.
По неофициальному мнению некоторых научных институтов, девочки, как ни парадоксально, находятся в группе риска больше, чем мальчики, у них в 2 раза выше генетическая предрасположенность. Но у них же, в свою очередь, выше симптоматическая защита гормонального либо нейронного характера. Но так как нет никаких четких данных и конкретики, эта информация не является бесспорной.
Отличительные черты расстройства
Диагноз устанавливается по общим признакам, как девочкам, так и мальчикам:
— проблемы социализации;
— нарушение контактного зрительного общения;
— стереотипия;
— сложности тактильного контакта;
— проблемы со сменой обстановки.
Однако, на практике существуют другие признаки аутизма у девочек, отличающие их:
— проявляют больший интерес к животным;
— чаще обладают творческими способностями;
— развитое воображение;
— инстинктивно склонны к организации;
— лучше социально адаптированы;
— легче имитируют поведение здоровых, свободных от расстройства, при легких формах РАС;
— тем не менее, более чутко относятся к тактильным, сенсорным ощущениям.
Считается, что аутичная девочка развивается хуже, чем мальчик с аналогичной формой расстройства. Но это далеко не всегда так. Аутистки сенсорно чувствительные, а так как их с детского возраста приучают к большей опрятности — частым переодеваниям, умываниям, а кроме того, у них с возрастом появляются менструации, требования к ним просто более высокие.
В любом случае, программа коррекции едина и многогранна (об этом мы поговорим в следующих статьях) и следует использовать все возможности. На моей памяти, одна знакомая девочка с очень тяжелой симптоматикой расстройства, в итоге пошла даже в обычную школу со слегка облегченной программой.