Мои размышления на эту тему)
ЕСЛИ КРИТИКА:
▪️действия делаются из мотивации избегания неудачи, а не из мотивации к развитию, и это чтобы не встретиться ещё раз с критикой и получить признание.
▪️ведущие эмоции и чувства: страх, тревожность, аутоагрессия, стыд.
▪️человеком движет потребность в одобрении, желание «быть хорошим для других», а не развиваться!
▪️ошибка является разрушающей, а не обучающей чему-то. Потому что внутренний критик этого не прощает
(=кто-то не прощал)
▪️таким людям сложно почувствовать ценность своих действий, тк их ценность вовне, в мнении других о них.
ЕСЛИ ЛЮБОВЬ:
♦️это бесценный, движущий ресурс, сила, которая конвертируется в веру, поддержку, внутреннюю опору!
♦️ведущие эмоции и чувства: уверенность, выраженный интерес к жизни, развитое чувство воли, злость, как топливо для развития.
♦️у такого человека потребность в развитии, и ошибки - это его продукт и ресурс для изменений и роста.
♦️к критике относится конструктивно, когда она по делу и по адресу.
♦️его ценность не вовне, а внутри, потому что такого человека любили и принимали безусловно, напитали добрым отношением, и поощряли рост и развитие, когда 10 раз падаешь и на 11й получается, и не стыдно, что не с первого раза.
Что получается?
В первом случае человек воспитывался через страх и напряжение, а во втором случае через самый важный и сильный жизненный ресурс - любовь и без излишнего тонуса.
И когда становится взрослым - продолжает эту стратегию в отношении себя и других.
Одним нужно обязательно упахиваться, а другим - с интересом развиваться…)
Хорошая новость в том, что если не дали этой движущей силы, то можно научиться относиться к себе так, как не смогли значимые взрослые. Для начала просто научиться принимать то, как есть…)
Психолог Нина Бочарова