Найти тему
Полтора инженера

Это скромное судно служило стране с 1865 по 2013 год! Рассказываю, как складывается его судьба в наше время: докатились...

Любители флота или истории вряд ли ждали такого поворота... как же можно так поступать с таким важным историческим артефактом?!

В этой статье расскажем о необычном классе судов и САМОМ уникальном судне из них: оно было спущено на воду в 1864 году и только в 2013 прекратило свою "службу"!

Последствия конфликта 1853-1856 годов для Российской Империи были весьма печальными. Тут вам и денежные проблемы и ограничения по вооружениям, но стоит понимать тот факт – Империя не собиралась уступать и искала способы повысить свою обороноспособность на море.

В первую очередь требовалось защитить страну от возможных атак вражеского флота. Но как это сделать при существенном ограничении на флот? Тут помог опыт Гражданской войны в США, когда реки защищали бронированными и хорошо вооруженными, правда без особого хода, мониторами, способными перекрыть путь своим корпусом.

В России такой корабль получил название бронированная башенная лодка, но уже в следующем десятилетии после постройки первых образцов их стали называть мониторами.

Первые корабли проекта «Ураган» заложили в 60-х годах 19-го века и строили примерно по два года каждый. Тут надо понимать, что собой они представляли плавучую батарею, способную передвигаться в идеальных условиях со скоростью около 6 – 7 узлов.

С другой стороны, им и не нужно было догонять врага – он сам должен был к ним прийти. Ближе к 1900 году мониторы снова переименовали и они до самого снятия с вооружения носили гордое название – «броненосцы береговой обороны». Это выглядело смешно, особенно на фоне таких махин, как броненосец «Адмирал Ушаков», принадлежащий к тому же классу судов.

-2

В 1900 году все мониторы серии «Ураган» сняли с вооружения и переделали сначала в подвозчики угля, а затем либо в плавучие мастерские либо отдали на слом.

Монитор «Стрелец», построенный в 1864 и поступивший в распоряжение Балтийского флота в 1865 году, стал полноценной плавучей мастерской. С него сняли все вооружение, которое состояло из 2 х 229-мм нарезных пушки и револьверные пушки Гочкиса, а затем слегка уменьшили бронирование.

«Стрелец» стал плавучей мастерской во второй половине 1900-х годов и использовался по прямому назначению аж до 2013 года! То есть корабль прошел несколько войны включая Великую отечественную и все это время обеспечивал ремонт кораблей на протяжении целого века.

-3

В 2013 году «Стрелец» выставили на продажу и любой желающий мог его купить. Причем продавали корабль в качестве металлолома, что вызвало небольшой резонанс, так как столь древнее судно было просто кощунственно перерабатывать на лом. Начали собирать средства на выкуп корабля и переделку в музей, но все застопорилось и сейчас судьба судна висит на волоске...

В Дзене все изменилось: познавательным статьям теперь ОЧЕНЬ сложно жить. Чтобы наш канал остался на плаву – вынуждены попросить вас поставить лайк и поделиться статьей в соцсетях (это мелочь, но правда помогает!)

А если не хотите пропускать наши статьи – переходите в наш канал в Телеграм! Там сейчас цикл статей об артиллерии и железнодорожной технике БЕЗ РЕКЛАМЫ: нажимайте на синий значок ниже и подписывайтесь:

Полтора Инженера | О технике и науке

Другие интересные каналы: по ссылке