Найти тему
Короче, о книгах

Чему учит книга? Должна и обязана ли она вообще чему-то учить?

Оглавление

«Когда вы читаете, не пытайтесь угадывать, что думает автор. Думайте сами», — это одна из известных цитат эксцентричного преподавателя английской словесности, героя книги (и фильма) «Общество мертвых поэтов». Вот только многие российские учителя не согласились бы с ней, так как она практически полностью противоречит методике преподавания литературы в России.

Очевидно, что в школах многие учителя «старой закалки» продолжают транслировать преподавательские идеи СССР в сфере идеологических задач воспитания молодежи. Действительно, советская классика очень четко определяла нравственные ориентиры, чтобы взращивать нового гражданина социалистического государства. Стоит ли говорить, что сейчас это не совсем актуально?

Старый подход гласил, что читатель (ребёнок, школьник) — чистый лист, поэтому книга должна просвещать. Отсюда и их деление на «плохие» и «хорошие». Прочитать «Два капитана» Каверина — хорошо, а, к примеру, «Гарри Поттера» — плохо. Сама идея, что читать можно не только для того, чтобы извлечь из чтения нравственный урок, вызывает у сторонников традиционного подхода возмущение. В результате курс литературы превращается в курс прикладной морали. Отдельно можно говорить о том, что система образования (современная в том числе), не предполагает высказывания собственного отношения к прочитанному — не может ученик написать сочинение на тему «Почему я не люблю творчество Л. Н. Толстого».

Но разве не интереснее самому подумать над проблемой, чем просто «прожевать» мораль произведения? Почему вообще книга должна человека обязательно чему-то научить?

Если задуматься, то окажется, что на самом деле, ожидание от книг готовых инструкций к жизни — самая странная цель чтения, а «особая нравственность» читающих — самый странный стереотип. К тому же постоянное ожидание от книг разумного, доброго и вечного резко сужает восприятие литературы.

Так вот, на самом деле, литература никому ничего не должна. Она — не оказываемая читателю услуга, а произведение искусства. И теперь может возникнуть вопрос — если литература ничему не учит, не задаёт определенные нравственные ориентиры, то зачем вообще читать?

-2

Зачем читать художественную литературу?

1) В первую очередь, ради собственного удовольствия. К тому же романы вдохновляют и воодушевляют ничуть не хуже, чем мотивационные книги или лекции TED talks.

2) Чтение позволяет пережить нам определенный эмоциональный опыт, недоступный в реальной жизни (поэтому мы так охотно следуем за героями триллеров в жуткую жуть или отправляемся в очередное мрачное поместье с какой-нибудь гувернанткой).

3) Художественная литература развивает критическое мышление. Читая книги, мы вникаем в разные ситуации, конфликты и видим разные способы их решения. Таким образом мы оцениваем верность решений, размышляем сами и собираем это в свою «копилочку» знаний. Чтение учит мыслить критически, видеть одну ситуацию с разных сторон.

4) Литература помогает видеть общее в частном. Поскольку вся она построена на архетипах, встречаясь с героями произведений, мы невольно узнаём в них себя или окружающих. Это позволяет лучше понять мир и людей (а также прокачивает эмпатию — способность понимать и переживать эмоции других людей, их мотивацию и внутреннее состояние).

5) Чтение — творческий процесс, благодаря которому писатель и читатель выстраивают диалог, заставляющий нас разрабатывать свой подход к восприятию произведения. Мы можем читать с критическим настроем или развлекательным, читать впервые или перечитывать. От всего этого будет зависеть впечатление, производимое текстом.

6) Чтение помогает развить воображение, увеличить словарный запас и просто чувствовать себя лучше. Зрительное воображение функционирует автоматически: во время чтения наше подсознание создает параллельный мир. Именно поэтому экранизации так часто вызывают разочарование — ведь мы видели героев совсем не так, как их увидел режиссёр.

Вместо заключения…

Дочитывая книгу до конца, мы испытываем разные эмоции, но каждый раз выделяется дофамин — так называемый гормон достижения цели. И даже если содержание книги нас расстроило, дофамин как бы говорит: «Мы это сделали, мы молодцы!». Одним словом, читать не вредно — вредно не читать! И совсем неважно, учит нас книга чему-либо или нет.

С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Короче, о книгах»!

Telegram | YouTube | @Пульс | Помочь каналу