В продолжении разговора про возможную воронку или ее отсутствие под Лунным модулем (ЛМ) американцев, предлагаю поискать то же самое под Луной-17 и Луной-21. Посадочные ступени вышеуказанных станций "привезли" на Луну Луноход-1 и Луноход-2. А Луноходы, в свою очередь, в благодарность за это, выполнили снимки посадочных ступеней.
В русскоязычном интернете информации по этим посадочным ступеням совсем немного.
Цитаты:
"Строение КА - "Луна-17": Помимо основных баков топливо размещалось еще и в баках сбрасываемых отсеков. Сброс отсеков производился перед включением двигателя для схода с орбиты ИСЛ. Двигательная установка корректирующе-тормозного модуля КТ состояла из основного двигателя с регулируемой тягой и блока двигателей малой тяги с номинальной тягой 280 кг. Суммарная тяга двигателя могла изменяться в пределах 1929 - 750 кг."
"В заданное время корректирующе-тормозная двигательная установка (КТДУ) была включена на торможение, и 16 января 1973 года в 01 час 35 минут автоматическая станция "Луна-21" совершила посадку на восточной окраине Моря Ясности, внутри кратера Лемонье с координатами точки посадки 26°03' с.ш. и 30°22' в.д. Посадка станции произошла всего лишь в 3 метрах от края кратера диаметром около 40 метров, расположенного внутри кратера Лемонье. Как и на "Луне-17" выключение двигателя произошло не по сигналу с гамма-высотомера "Квант-2", а по касанию лунной поверхности одной из опор посадочной платформы."
Основной двигатель выключался на высоте 20 м, дальнейшее снижение шло на вспомогательных двигателях управления. Из указанного диапазона тяги 1929-750 кгс и выключения основного двигателя, можно предположить, что 750 кгс - это тяга четырех вспомогательных двигателей, немного задросселированных (потому как 280х4=1120). Хотя вполне возможно, что 280 кгс - тяга четырех двигателей управления, которая меньше веса посадочной ступени на Луне, и тогда с высоты 20 м "Луна" шла к поверхности с некоторым ускорением.
По поводу двигателей. Информации по ним найти не удалось, даже в справочнике по силовым установкам 2000 г. Что интересно, о спарке двигателей для Лунного корабля (ЛК) там информация есть. Для двигателя взлетной ступени Луны-16, которая привезла грунт - то же есть. А про эти - не нашел. Навевает всякие мысли...
Но если посмотреть на общую картину двигателестроения тех лет, то советские специалисты использовали в основном более высокие давления в КС и меньшую степень расширения в сопле. При соизмеримых скоростях истечения.
При пересчете на скоростной напор это дает для советских двигателей более высокие значения и более значительное воздействие на грунт. Или соизмеримое. Меньшее - вряд ли. А сама величина двигателя может влиять на размер предполагаемой воронки, глубина же ее, или отношение глубины к диаметру - развиваемым давлением.
То есть, если под Лунным Модулем должна быть воронка, то и под Луной 17 и Луной 21 должны быть по четыре хорошо заметные воронки. Высота Лун на опорах ниже, чем ЛМ, расстояние от среза сопла до грунта меньше, вероятность "воронкообразования" выше. Двигатели работали до касания поверхности опоры.
Дополнительно - Луна-17 приземлилась с вертикалью что то около 2 м/с и горизонтальной скоростью 0,5 м/с.
Теперь идем за фото Луноходов. С первоисточниками сложно, и они, первоисточники были в электронном виде, в отличии от пленочных американских.
На сайте "Лаборатория сравнительной планетологии" представлены среди прочей информации и панорамы Луноходов.
Идем в раздел "Панорамы Луны", а там - "Луноход 1".
Листаем до интересных нам изображений.
Посадочная ступень заснята с разных сторон.
Это наиболее интересное для нас изображение. Помимо данного сайта это изображение встречается и в других местах в отретушированном виде. с другим разрешением.
Увеличиваем, смотрим:
Кто то (вроде как Федечка Рашпиль) воронку нашел в виде большой борозды от зрителя к аппарату. Но, вообще то, основной двигатель не работал (он выключился на высоте 20 м), а направление движения посадочной ступени хорошо видно по следу опоры.
Кстати, в следе опоры. а точнее выброшенном грунте хорошо видны некоторые комки, вернее много комков. Это в поддержку "спеченного реголита", о котором шла речь в "2. Лунный грунт".
На этом же изображении (верхний левый угол) как и на предыдущих есть некая маленькая воронка. Но на след от реактивной струи она никак "не тянет" - аппарат при посадке имел горизонтальную скорость.
Но любой из читающих может попытаться поискать эти воронки. Только очень желательно сравнивать с аналогичными воронками далеко за пределами посадочной ступени.
Теперь Луноход 2.
Снимки менее информативны:
Увеличенный фрагмент:
Другой ракурс:
Увеличенный фрагмент:
На приведенных снимках (Лунохода 2) сложно рассмотреть подробности, но каких либо явно видимых следов воздействия реактивной струи на грунт не просматривается.
На фото обоих Луноходов нет следов сметенного грунта - наносов за камнями, в воронках/кратерах, так же как и следов воздействия реактивной струи. Как основного двигателя, так и вспомогательных. Что, опять же, неплохо подтверждает версию о "спеченном реголите".
Рассмотрение этого вопроса продолжим в анализе "Лун", которые привезли грунт - нам много интересных деталей, которые ускользают от первоначального взгляда.
Подытожу:
Я - скептик. Официальной версии полета американцев на Луну - не верю. По причине большого количества неувязок и нелогичностей. В основном в технических вопросах. Хотя основная расчетная канва - массы, скорости, параметры двигателей, вопросы прочности - у них верны, ибо легко проверяются расчетом. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. И вот эти неувязки у них в основном достаточно малозаметные, на что большинство не обращает внимание.
Но попытка некоторых скептиков (именно они такое говорят, а уже немоглики дружно подхватывают) опровергать вероятность полетов на основании таких "доказательств" как отсутствие воронки под посадочным модулем - просто смешны. Будьте уже реалистами. Не пытайтесь все подгонять под картину в вашем мозгу. "Посадочное" фото дает массу другой информации о фальсификации снимка, но на них не смотрят - ищут воронку. Которой и не должно быть.