Найти тему

История компьютерных игр: бабушка PlayStation, Марио и пасхальные яйца

Оглавление

История компьютерных игр начинается в 40-50-х гг. Именно в это время начали разрабатываться простые игры и симуляции. Под компьютерными играми можно понимать разнообразные электронные игры на всевозможных носителях: аркадных автоматах, игровых консолях и домашних компьютерах.

Нам сейчас может показаться странным, но компьютерные игры долго не были популярны - это была дорогая игрушка для богатых людей. Но уже в 70-80-х гг. игры на компьютере заняли важное место в поп-культуре.

В 1961 году, в том году, когда в космос полетел Гагарин, в Америке разрабатывалась первая компьютерная игра - «SpaceWar». Суть «SpaceWar» была проста как дважды два: пара корабликов летала по экрану и стреляла друг в друга снарядами.

Spacewar
Spacewar

Пинг-понг для видеоигр

Разработка игровых автоматов в 70-х гг. привела к так называемому «золотому веку аркад».

Что такое аркада? Аркада - жанр компьютерных игр, отличительной чертой которых является короткий, но интенсивный игровой процесс.

Разработчик Нолан Башнелл, создавший первую, но провалившуюся аркадную игру, «Computer Space», не отчаялся и разродился успешнейшим «Pong-ом». «Pong» был теннисной спортивной игрой с двумерной графикой.

Pong
Pong

В 1972 году Ральф Баер - «Король Видеоигр» - создал первую домашнюю игровую приставку - «Magnavox Odyssey». Признавайтесь, любите играть в PlayStation?

Игровой контроллер приставки Magnavox Odyssey
Игровой контроллер приставки Magnavox Odyssey

Новый жанр и пасхалки

Уже в конце 70-х гг. возник новый жанр - adventure game, первенцом которого была «Adventure» — игра Уоррена Робинетта.

Adventure
Adventure

Adventure game – это приключенческий боевик, коктейль из квеста и экшена. Игроку, который изображался в виде квадрата, предлагалось найти кубок и вернуть его в замок.

Интересно, что Робинетт был одним из первых, кто спрятал в игру пасхальное яйцо (привет всем фанатам Спилбергского «Первому игроку приготовиться», в котором сюжет крутиться вокруг охотника за пасхалками).

История о пасхальном яйце – секрете от авторов, скрытом в компьютерной игре – очень занимательна.

В то время в компании Робинетта в лучших традициях средневековой русской культуры не было принято указывать имена авторов. И Робинетт спрятал упоминание о себе внутри самой игры. Если игрок находил невидимую точку в лабиринте и переносил её в другой конец уровня, перед ним открывалась комната с именем разработчика.

К слову, подобные тайные свидетельства авторства очень сильно напоминают зашифрованные подписи средневековых писцов или даже подпись Сострата - античного строителя Фаросского маяка, который замазал своё имя слоем штукатурки с надписью восхваления царя Птолемея.

Ну а дерево компьютерных игр продолжало расти, ветвиться и эволюционировать. На рубеже 70-х и 80-х гг. Ричард Гэрриот создаёт игру Akalabeth: World of Doom — одну из первых игр жанра RPG.

За тремя английскими буквами RPG скрывается многими любимый жанр компьютерных игр, выросший из традиционных настольных ролевых игр. В RPG игрок управляет персонажами с характеристиками, способностями и умениями.

Akalabeth: World of Doom
Akalabeth: World of Doom

В 80-х гг. рынок переполнился домашними игровыми приставками с похожими низкосортными играми. Грянул кризис индустрии компьютерных игр. Однако люди все больше стали покупать персональные компьютеры себе домой. А на арену, умело воспользовавшись случаем, вырвалась Япония с её компанией Nintendo. В то время самыми популярными играми были, например, Mario, Final Fantasy или The Legend of Zelda.

Mario
Mario

В 1984-85 гг. москвич Алексей Пажитнов разработал первую российскую видеоигру «Тетрис», чьё название было производным от «тетрамино» и «тенниса». Суть «Тетриса» знают все – геометрические фигуры («тетрамино») неумолимо падают вниз, а игрок должен составить их таким образом, чтобы их ряды исчезали.

Игровая консоль «Brick Game», на которой была игра «Тетрис».
Игровая консоль «Brick Game», на которой была игра «Тетрис».

В 1989 году вышла ироничная игра «Перестройка», создателем которой был Никита Скрипкин. Игра на грани с мемом предлагала игроку провести лягушку-«демократа» через болото, не только не утопив её, но и избежав печальной участи быть съеденным лягушкой-«бюрократом».

Игровой процесс в игре «Перестройка»
Игровой процесс в игре «Перестройка»

Но вот наступили лихие и свободные 90-е гг., которые были временем смены двухмерной графики на трёхмерную. В это время появляются и расцветают новые жанры.

Первым новым очень популярным жанром стали шутеры от первого лица, в которых игрок-протагонист сражается с врагами и видит происходящее глазами персонажа. Самым важным шутером от первого лица был Doom, выпущенный в 1993 году. Игрок погружался в научно-фантастический мир будущего в роли космического пехотинца, который пытается спастись от космических монстров.

Doom
Doom

Второй жанровой новинкой была стратегия в реальном времени. Среди таких стратегий выделяется Dune II 1992 года, созданная по мотивам романа «Дюна» Фрэнка Герберта (тут привет передаем Дэвиду Линчу и Дени Вильнёву). В «Дюне» игрок стремился стать хозяином планеты Дюна.

Dune II
Dune II

Со временем стали появляться и массовые многопользовательские онлайн-игры. Мир компьютерных игр стал принимать более привычные нам, современные формы.

А вы любите играть в компьютерные игры?

#компьютерные игры #история #игры #пк игры