Генерал-майор танковых войск Александр Васильевич Егоров прожил долгую жизнь и написал интересные мемуары: «С верой в победу. Записки командира танкового полка» – М.: Воениздат, 1974. Есть в его воспоминаниях необычный случай, который произошёл в сентябре 1939 года в Польше. Он наглядно показывает: уже тогда советские и германские военные хорошо знали, что в недалёком будущем они сойдутся в смертельной схватке.
Утром 17 сентября 24-я танковая бригада полковника Петра Фотченкова перешла советско-польскую границу на тернопольском направлении. Александр Васильевич Егоров командовал в этой бригаде танковым разведывательным батальоном.
К вечеру того же советские танкисты достигли Тернополя, а в ночь на 19 сентября вступили во Львов. Без отдельных перестрелок с поляками, и даже немцами, не обошлось, но потери были минимальными.
Визиты вежливости будущих смертельных врагов
После встречи с немецкими войсками на линии разграничения западнее Львова и улаживания всех инцидентов было организовано несколько так называемых «дружеских встреч». А.В. Егоров буквально так и выражается, но отмечает, что отношение «друзей» друг к другу было настороженным.
Сначала около двадцати германских офицеров прибыли к ним в расположение. Командир бригады Пётр Фотченков принимал их в Винниках – в предместье Львова. На этой встрече были почти все командиры и политработники бригады.
Егоров рассказывает, что гости улыбались, много хвалили советских офицеров и их технику. Но проявляли чрезмерное любопытство, которое настораживало. Много и настойчиво интересовались советскими танками – их вооружением и всеми тактико-техническими данными.
Через пару дней офицеры Красной Армии посетили немцев с ответным визитом. Там и произошёл характерный инцидент.
Подчинённый Егорова, старший лейтенант Ткаченко проявил инициативу, за которую им двоим потом пришлось оправдываться перед старшими командирами.
Советский офицер – угонщик
Когда после прогулки по парку боевой техники хозяева встречи повели гостей в особняк на банкет, Ткаченко отстал от группы. Забрался в немецкий танк Т-III (он же Panzerkampfwagen III, Pz.Kpfw.III), быстро разобрался, что к чему, попробовал завести двигатель. Нажал стартер, увеличил подачу горючего, и мотор запустился без проблем. Недолго думая, старший лейтенант просто угнал новый немецкий танк в расположение своего разведбата. «Новый» – во всех смыслах: серийно Т-III начали производить в Германии лишь в 1938 году.
Разумеется, немцы тот же день обнаружили пропажу. Обратились к полковнику Фотченкову с претензиями. Но Пётр Семёнович ничего определенного ответить не мог, потому что был не в курсе дерзкой инициативы своего подчинённого.
Когда Егоров поздно вечером доложил ему о поступке Ткаченко, он был страшно удивлён и разозлён. Полковник обрушился на подчинённых с возмущённой бранью. К удивлению Фотченкова и Егорова, старший лейтенант, угнавший немецкий танк, начал оправдываться и возражать.
Ткаченко ответил, что он как разведчик думал только о том, чтобы добыть для Красной Армии сведения о современной технике вероятного противника.
«Такими грубыми способами разведданные не добывают,– прервал его Фотченков, –политики не понимаете, товарищ Ткаченко! Ваш легкомысленный поступок может привести к серьезным осложнениям в отношениях с Германией».
🔵Герой-панфиловец который стал полицаем- как сложилась его судьба?
Разговор кончился тем, что Пётр Семёнович объявил Егорову и Ткаченко по выговору и приказал им немедленно отогнать танк обратно немцам, в целости и сохранности.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, стоило ли возвращать танк немцам?