Интересно, изучая биографии творческих людей, наблюдать, как растет мастер, пробует себя в разных жанрах, ищет себя, и находит, как правило, не сразу, а зачастую – и не там, где его заметили и полюбили последователи.
Спросите в России любого: «Кто такой Лев Толстой?». Ответ последует незамедлительно: «Великий русский писатель, это каждый знает». Только вот самого Льва Николаевича этот ответ бы расстроил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Главным в своей жизни граф Л.Н. Толстой считал не художественные романы, а религиозные книги. В течение своей почти 80-летней жизни писатель несколько раз «менял амплуа»: храбрый офицер, участник Кавказской войны и обороны Севастополя, просветитель, публицист, эффективный хозяйственник, мыслитель, писатель, неформальный лидер нового религиозно-нравственного течения – толстовства – и это все о нем.
Аналогичные искания можно найти в биографиях и других выдающихся людей: М. Лермонтова, Ф. Достоевского, П. Чайковского, ext. Объединяет их всех одно: есть безудержная потребность передать миру некоторое содержание, необходимая же для этого форма находится не сразу, пробуется, меняется, растет и формируется вместе с творцом.
То же мы находим и в творчестве великого художника В. Кандинского. Поиски формы самовыражения начинаются с юриспруденции. Блестяще начав карьеру на юридическом факультете Московского университета, будущий художник бросает все и едет за границу учиться живописи.
Вторая опробованная форма – графика. Мастер цвета, художник старательно корпит над черно-белыми гравюрами. Однако уже в этих первых работах сказывается самобытность автора. В его гравюрах («Березы», «Птицы», и др.) заиграли русские фольклорные мотивы. Недаром же блестящий студент на четвертом году обучения вдруг «по состоянию здоровья» прерывает учебу, но едет не на заграничные курорты, а в этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.
Теоретическая форма выражения В. Кандинского – книги по теории искусства «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости», «Ступени» - концептуализация и представление своего видения нового искусства.
Педагогическая форма самовыражения – художник ведет активную преподавательскую деятельность. И это – индикатор мастерства, таланта: у каждого мастера, достигнувшего высокого уровня развития в своей деятельности, возникает потребность иметь учеников, чтобы это мастерство кому- то передать.
Фигуративная живопись, беспредметная живопись, геометрический лиризм, биоморфная абстракция – все это формы художественного самовыражения, пройденные художником, опробованные им на разных этапах своей жизни. Мастер как бы проживает за свою земную жизнь несколько творческих жизней, поворачиваясь к зрителю все новыми своими гранями, ипостасями. Какая из них главная? Художник, мастер, творец решит для себя сам. А для зрителя будет самой важной та, что соответствует его актуальному периоду жизни. Наверное, потому и говорят, что на вкус и цвет товарищей нет. Главное, что художник, развиваясь в своей жизни сам, передал и нам в своем творчестве эстафетную палочку саморазвития. Брать ее или не заметить – выбор и право зрителя. «Я художник, я так вижу» - это про них. «Я зритель, я так воспринимаю» - это, скорее, про нас.
@chelmusart #Кандинский #КандинскийвЧелябинске #выставкаКандинского #Кандинскийцветозвуки #Малевич #Черныйквадрат #ЧерныйквадратМалевича