Найти тему

Рассказываю о 3 состояниях личности, которые позволят вам не паниковать в сложных ситуациях и оставаться с "холодной" головой

Сегодня расскажу о трех состояниях нашей личности и их взаимодействии. И покажу на примере, как работать с ними для лучшего понимания себя и своих поступков в разных ситуациях, а также влиять на них.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Э. Берн выделил три основных состояния каждой личности: родитель, взрослый и ребенок.

Как и любая теоретическая система, эта не в состоянии описать всю сложность психики человека, но очень полезна с точки зрения практической.

Если мы с вами научимся учитывать эти три аспекта своей личности, то сможем гораздо лучше управлять собой, своими состояниями, сможем сделать наше общение с другими людьми гораздо более эффективным.

Родитель – это та наша часть, которой важно быть компетентной во всех вопросах, строить планы, анализировать информацию, уметь поддерживать, уметь мотивировать, уметь показать пример. В том числе родитель отвечает за воспоминания, за прошлое, за жизненный опыт и мудрость.

Взрослый – часть нас, которая живет здесь и сейчас, рассудительная, спокойная, умеющая принимать взвешенные решения, здесь рациональность и сознательность.

Ребенок – это существо, которое ведется на сиюминутные удовольствия, подчиняется эмоциям, нуждается в озорстве, веселье, но одновременно в защите и помощи.

В разные моменты жизни каждый из нас может пребывать в том или ином состоянии, они могут сменять друг друга в зависимости от ситуации. В структуре личности человека в целом может преобладать то или иное состояние, в котором человек пребывает чаще всего.

В нашей психике нет ничего лишнего, ненужного или неправильного. Если осознать, что каждое из этих состояний по-своему полезно, в зависимости от ситуации уместно или нет, что мы можем «включать» или «выключать» то состояние, которое в данный момент будет эффективнее – открывается огромное поле психологических возможностей.

Для примера возьмем человека, попавшего в сложную, тяжелую эмоциональную ситуацию, в которой ему страшно и непонятно, что делать. Многие из нас узнают сейчас этого человека в себе…

Рецепт будет примерно такой:

  • успокоить и развеселить испугавшегося внутреннего ребенка;
  • включить заботливого, мудрого, оберегающего внутреннего родителя, он будет помогать взрослому, так как возьмет заботу о ребенке на себя;
  • позволить внутреннему взрослому, с его рациональностью и умением сопоставлять данные и делать выводы, выйти на первый план.

Как мудрым родителям нам важно понимать потребности ребенка – играть, веселиться, получать удовольствие, быть в безопасности. Если мы осознаем эти потребности и не обесцениваем их («нечего в такое время думать о веселье!», «как я могу вкусно есть, когда творится такое!»), то ребенок «успокаивается».

Включается то детское ощущение, когда родители казались всемогущими, способными решить любую проблему. А ведь этот самый всемогущий родитель тоже внутри нас, такая вот сила и мощь спрятана в каждом!

Как только успокаивается внутренний ребенок, перестают так сильно бушевать эмоции, мы получаем возможность думать, как взрослые, рассуждать, как взрослые и поступать, как взрослые. Принятие ситуации, отсутствие паники, понимание того, как надо действовать (возможно, не на далекую перспективу, но хотя бы на кратковременную) – показатель, который позволит понять, что все сделано правильно.

В нашей психике все циклично и изменчиво, поэтому не стоит впадать в иллюзию, что состояние можно изменить раз и навсегда, или что мы можем 100% управлять этими процессами. Здесь важна регулярность и частота прилагаемых усилий. 3-5 минут в день, каждый день способны творить чудеса!

Если остались вопросы, пишите в комментариях - с радостью отвечу! И подписывайтесь на канал.