Сколько ваших сотрудников тошнит от рабочих обязанностей и они пытаются любыми способами увильнуть от лишней работы? Что, никого? Или, скажете, только Татьяна Ивановна из бухгалтерии такая? Вы уверены?
Уже 5 лет назад профессиональное выгорание шествовало по рынку труда, словно вирус. А карантин, пандемия и прошлые военные события вообще сорвали вентиль. Многие HR сейчас говорят - нет, кричат! - о выгорании как о настоящей эпидемии.
А что вы, как руководитель, делаете, чтобы предотвратить это? И не выгорели ли, случаем, еще и вы?
Если выгорание уже есть, выбраться из него трудно. Возможно, но трудно. Гораздо легче по возможности предотвращать ее появление или, хотя бы, снижать стресс и слишком большую нагрузку, которая и ведет к выгоранию.
Давайте поговорим о том, что стоит поменять.
1. Начнем с шок-контента: трудоголизм - это плохо
Ага. Да. БОльшее количество часов, проведенных на рабочем месте, вовсе не означает бОльшую эффективность. И не только в творческих профессиях, что удивительно. Но дело не только в эффективности. Трудоголизм вредит даже здоровью: двадцатилетнее исследование NCBI подтвердило, что люди, которые работают больше 50 часов в неделю, имеют повышенный риск появления инфарктов, инсультов, гипертонического криза, а также гастритов и сахарного диабета. А если работать больше 55 часов в неделю, то это практически гарантированный(!) путь к депрессии и выгоранию.
Жизнь не должна состоять только из работы. Как бы вы ни любили свою работу, какой бы важной она вам ни казалась, есть и другие вещи, и не факт, что менее важные: семья, отдых, хобби, психическое и физическое здоровье, саморазвитие, наконец.
2. Руководителю или лидеру необходимо заботиться о благополучии команды/сотрудников не на словах, а на деле
Поверьте, если вы делаете что-то не от того, что беспокоитесь, а ради галочки и потому что так надо - это всегда чувствуется. И это демотивирует еще сильнее. Нет, я не говорю о том, что следует всенепременно создавать всем сотрудникам идеальные условия, давать двухмесячный отпуск на Мальдивах и компьютер из розового золота. Я говорю о том, что хороший руководитель должен хотя бы примерно знать особенности подчиненных или команды, знать, как найти подход к каждому, знать их ценности. Вы можете сделать совсем небольшие уступки/подвижки - но если они будут ценны и важны именно этому сотруднику, это уже сильно улучшит атмосферу в коллективе и снизит стресс.
А иногда человеку - не поверите - помогает просто выговориться. Но только надо его по-настоящему слушать.
3. Прекратите уповать на деньги
Мотивация у разных людей неодинакова. Если вы считаете, что достаточно поднять зарплату - вы застряли в мышлении столетней давности, когда Генри Форд набирал работников на заводы, но так, чтобы рабочие работали побольше, а мистер Форд платил бы им поменьше. Но мы больше не живем в индустриальном обществе и его законы больше не работают. Проснитесь.
Кого-то двигает вперед профессиональный интерес, им нравятся сложные необычные проекты и они готовы справляться с вызовами. Кто-то лучше работает один, а не в команде. Кому-то кровь из носу как нужно проявить лидерские качества, им хочется принимать ответственные решения и они готовы пойти на риск. Кого-то, наоборот, риск пугает, а привлекает предсказуемость и стабильность.
4. Токсичности не место
В корпоративной культуре должно быть уважение - не на словах, а на деле. Громкий скандал прошлого года в компании Blizzard, где выявились случаи дискриминации, сексуального домогательства и игнорирования жалоб рядовых менеджеров это подтверждает. Это новая этика, вам она может не нравиться, но она установилась и никуда не уйдет. И рядовые сотрудники, и топ-менеджеры, и директора - все должны уметь, как минимум, выслушивать предложения (и принимать их к сведению, а не игнорировать) и адекватно воспринимать обратную связь. Как максимум - очень рекомендую пройти курсы по soft skills и эмоциональному интеллекту. Таков современный мир.
5. Правильно распределяйте нагрузку и по возможности распределите обязанности
Что сммщик Вася сделает с удовольствием, то сисадмину Пете - острый стресс и приступ социофобии. Кто-то любит говорить по телефону, а кто-то наоборот ненавидит, кто-то легко клепает таблицы с данными, а кому-то от цифр плохо, кто-то легко генерит тексты, а кто-то 2 часа сидит над одним абзацем. Наблюдайте. Делайте выводы. При необходимости вносите изменения в рабочий процесс.
6. Форс-мажоры должны уйти
Если только вы не работаете в профессии, где переработки норма (например, медицина или службы спасения), то вы должны помнить, что у сотрудника есть контракт, и там сказано, что он работает, условно, с 9 до 6. 6 вечера настало? Сотрудник имеет право идти домой и дальнейшие его дела вас не касаются. (Кстати, это один из эффективных способов преодоления выгорания и восстановления ресурса - оставлять работу на работе, а дома или вне стен офиса принципиально заниматься чем-то совсем другим.)
Помните: выгорание гораздо проще предотвратить, чем пытаться справляться с его последствиями.
Но остается еще одна проблема - далеко не всегда видно, что сотрудник выгорел. Со стороны может казаться, что все хорошо или как всегда. И даже сам человек может искренне полагать, что все хорошо.
Чтобы оценить степень стресса, помогут опросники или специальное профилирование. Если вам интересно, какие вопросы задавать, ставьте + в комментариях.
Людмила Прима
помогаю найти опору на себя