Найти тему
Институт воспитания

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ПАТРИОТИЗМА

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, но существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Патриотизм может иметь разную природу и быть направленным на разные объекты. Социологами выделяется пять основных видов патриотизма:

  • Государственный. Чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
  • Национально-этнический. Чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи.
  • Региональный. Это привязанность к своей местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди часто становятся защитниками окружающей среды.
  • Гражданский. Человек желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
  • Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.

Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм. Это определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.

Патриотизм как психологическое понятие является очень сложным и противоречивым чувством, основанном на сплетении личного и общественного, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Патриотизм является человеческим чувством инстинктивного стремления к объединению и принадлежности к группе других людей. Человек как биологический вид слишком слаб для выживания в природе в одиночку. Поэтому его эволюционное развитие происходило в условиях совместного выживания – образование племен. Эволюционная потребность принадлежать к сообществу обеспечивает человеку чувство защищенности и самоидентификации, чувств принадлежности к семье (племени), к национальной, религиозной или политической принадлежностям. Проще говоря, инстинкт принадлежности – один из основ чувства патриотизма.

С биологической и психологической точек зрения принадлежность к определенной группе помогает человеку понимать окружающий мир и свое место в нем. После того, как человек определяет свое место в мире и принадлежность к определенным группам, он обретает мотивацию к повышению статуса этих групп. Также следствием инстинкта принадлежности является желание убеждать всех окружающих в том, что группа, к которой принадлежит человек, лучше других.

В детстве человек считает своих друзей лучшими, затем круг расширяется – в зону «своих» или «наших» попадают жители квартала, района, деревни, поселка или городка, города или страны, люди, болеющие за ту же спортивную команду, работающие в одной организации или на предприятии, принадлежащие к одному неформальному течению или политической партии. Все это реализуется на инстинктивной основе, которая, чаще всего не чувствительна к объективной критике. Отождествление себя с группой, особенно у психологически нестабильной личности, может развиваться до такой степени, что любой вред, угрожающий группе, человек будет считать вредом для себя лично. Любые достижения группы также считаются личными достижениями.

Исследования ученых и нейропсихологические эксперименты показывают что у человека, активируются центры удовольствия мозга, когда, например, команда футбольных болельщиков воспринимает победу своей команды как свою личную. Биологический инстинкт принадлежности служит позитивным целям: люди без собственных достижений, с низкой самооценкой примеряют на себе достижения своей страны, компании, группы. Это могут быть и сообщества людей и различные социальные группы – «интеллигенция», «пацаны», «готы», «поклонники Моргенштерна», «байкеры», «члены секты». Сколько сломанных отношений родителей и детей, когда одни хотят быть «принадлежными», а другие хотят всеми силами оградить свое чадо от асоциальных групп. Дорогие родители! Ваш подросший «малыш» все прекрасно поймет, если Вы постараетесь объяснить ему психологические и биологические основы этого явления, и обязательно задумается.

Мини лекция для родителей: «Принцип практически всех диктаторов всех эпох и цивилизаций – «разделяй и властвуй». Диктаторы искусственно раскалывают общество на «чужих» и «своих» и не важно, по какому признаку (цвету кожи, вере, политическим взглядам) и использует как рабочий механизм именно инстинкт принадлежности. Этот наследственный животный инстинкт заставляет неосознанно копировать эмоциональное и физиологическое состояние всего коллектива и автоматически воспроизводить коллективные действия. В самосохранении этот древний инстинкт нужная вещь – он позволяет стадам животных моментально спасаться бегством от нападающих хищников. Так что хочет ребенок – быть инструментов в руках кого либо, либо строить свой собственный мир только на том основании, что не инстинкты должны править человекам, а самосознание. На то мы и люди!».

Чувства, основанные на инстинктах – низшие чувства принадлежности людей к животному миру. Человек же способен контролировать животные инстинкты и развить значительную духовную составляющую. Патриотизм – это чувство, основывающееся на вере и определенных моральных принципах, направленное на созидание общего блага для своей Родины и соотечественников. Чувства, которые основываются на инстинктах принадлежности к группировке, приводят к страху, ненависти и агрессии против «других» – это точно не патриотизм. Ответ на вопрос кто нуждается в группировании и идентификации с определенным сообществом очень прост – те кто чувствуют, что они терпят неудачу в своих личных делах либо в профессиональной и деловой сфере. Чувство слабости и незащищенности быстро приводит человека к зависимости от группы, в которую он убегает как в укрытие. Поэтому эффективность групповой психотерапии также имеет в своей основе инстинкты принадлежности.

Очень часто именно подростковый возраст с его незрелой в психологическом плане психикой часто приводит к тому, что молодые люди пытаются примкнуть к каким-либо течениям.

Когда человек выходит из состояния подростка, становится успешным и уверенным в себе, он перестает нуждаться в принадлежности к какой-то группе. Очень часто успешные люди разочаровываются в своих сообществах, так как перерастают ту модель, которую предлагает им группа. Например, дворянину после октябрьского переворота 1917 года было трудно идентифицировать себя с государством «рабочих и крестьян». Эти люди стали искать новую идентичность, эмигрируя в другие страны. Это явление – поиск новой идентичности – лежит и в основе современной «утечки мозгов», когда люди ищут, прежде всего, достойной их внутреннего мира идентичности, а не просто безопасной и сытой жизни.

Научно доказан факт, что люди, которые перестают нуждаться в поддержке группы, как правило, отличаются лучшими познавательными способностями, активно исследуют окружающий мир. Это креативные индивидуалисты, которые, собственно, и двигают мир вперед. Остающиеся в зависимости от сообщества люди, как правило, отличаются консерватизмом, гораздо менее подвижными познавательными способностями, а их мотивы направлены не на развитие, а на консервативное поддержание «стабильности».

Так можно с психологической точки зрения научить патриотизму? Ответ прост – можно ли научить любить мать, отца, Попробуйте заставить ребенка полюбить жестоких, агрессивных асоциальных родителей. Именно от таких родителей подростки сбегают в первую очередь в группировки или в рисковое поведение. Любовь – в заботе о ребенке, в способности удовлетворить не только его физиологические потребности, но и удовлетворение его духовных стремлений. Такую маму, отца или Родину ребенок будет любить без всяких «уроков патриотизма».

#патриотизм