Западные страховщики объявили нашей стране бойкот. Теперь территориальные воды России считаются зоной высокого риска. Речь идёт не только о Чёрном и Азовском морях, которые омывают берега Украины. Даже суда, которые заходят в порты Балтики и Дальнего Востока, по мнению страховщиков, сильно рискуют, за что должны заплатить «военную премию». Мы разбирались, станет ли перевозка грузов в Россию дороже.
«Военная премия»
В ближайшее время заход любого торгового судна в российские воды будет обходиться собственнику в копеечку. Всё дело в «военных премиях», которые планируют ввести морские страховщики.
«Существуют риски военных действий, пиратства, терроризма и связанных с ними опасностей. Это означает, что суда должны будут уведомлять андеррайтеров [компании – агенты по оценке рисков – прим.] при заходе в порты, а также платить дополнительную премию за семидневный период покрытия», – пишет Reuters.
Задаёт тренд одна из крупнейших страховых бирж – London Marine Insurance Market. Она объявила украинские и российские воды в Азовском и Чёрном морях зонами повышенного риска ещё 15 февраля, до начала спецоперации России на Украине.
London Marine Insurance Market – крупнейший игрок страхового рынка. По сути, это клуб, в который входят около полусотни ведущих мировых компаний. Этот монополист и определяет страховую политику мирового судоходства.
«Стрижка купонов» по-британски
Европейские страховщики не обязаны выполнять рекомендации London Marine Insurance Market, но кто откажется от дополнительных финансовых поступлений. Как говорится, кому война, кому мать родна.
«Думаю, что Чёрное море – реальная военная зона, а все остальные, конечно, никакого отношения к военным угрозам не имеют, – рассказал «Абзацу» управляющий партнёр компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов. – Общая сумма страховок по разным акваториям и путям следования судна достаточно велика. То, что Лондон стрижёт купоны всю свою жизнь с любого судоходства до сих пор, – печальный факт».
Особых угроз от повышения страховых премий он не видит. Максимум, что может грозить России, это некоторое удорожание импортных товаров. Логистические издержки всегда было принято перекладывать на плечи потребителей.
А где же наши страховщики?
Родиной страхования принято считать Великобританию. На Туманном Альбионе появились первые полисы страхования. Они предусматривали выплату премий за нападения пиратов, злоумышленные действия экипажа, конфискацию товара и прочие неприятности.
И в XVII, и в XXI веке бизнес считается крайне прибыльным. Особенно страхование морских перевозок. Впрочем, у российских страховщиков вписаться в этот рынок не получилось.
«Почему наши страховые компании, банки и все прочие не занимались этими вопросами? Это большой, хороший и красивый рынок. Почему они сюда не влезли и почему они всё это отдали на откуп Лондону, а конкретно London Marine Insurance Market и обществу взаимной перестраховки? Наши всё прозябали», – заключил Алексей Безбородов.
В России есть свой морской торговый флот, однако специалисты отрасли говорят о нехватке. Некоторые типы судов, в частности контейнеровозы, отсутствуют вовсе.
Вместо послесловия
Конечно, введение «военных премий» окажет влияние на российский рынок грузоперевозок. Впрочем, учитывая санкционное давление, это скорее капля в море. Более болезненным был отказ крупнейших мировых контейнерных линий от работы с Россией.
О полном разрыве отношений в этой сфере пока речи нет. Принятые решения можно назвать частичной морской блокадой, хотя о свободе судоходства говорить уже не приходится.