12,7K подписчиков

Нашли кладбище раритетных локомотивов в ивановском лесу. Показываю, что там есть интересного!

21K прочитали

Большинство раритетных локомотивов сегодня находятся в музеях, на постаментах у вокзалов и локомотивных депо, но есть и экземпляры, скрытые от глаз толпы. Сегодня я покажу вам базу запаса в Ивановской области, где, по-видимому, настоящий железнодорожный патриот собрал свою секретную коллекцию локомотивов, добывая их в разных уголках России.

railgallery.ru фото vavilove
railgallery.ru фото vavilove

Сейчас я вам всё покажу, но сначала предлагаю заглянуть в телеграм-канал "Всё, что движется". Там анонсы своих публикаций размещают несколько авторов Дзен-каналов о транспорте, включая меня. А ещё посмотрите оглавление моего канала - тут полно рассказов о путешествиях, о поездах и городском транспорте, написанных простым языком, с юмором и с щепоткой политики.

Утром 29 апреля 2012 года я и двое моих друзей высадились на станции Иваново и сразу побежали к ломокотиву, чтобы сделать фотографию: это был красавец ТЭП70 из Санкт-Петербурга, окрашенный под так называемую "морковку" на Воронежском ТРЗ. В те годы "морковок" было много и они вытесняли более красивые расцветки тепловозов, так что мы не испытывали от них особого восторга. Зато сам ТЭП70-0139 был раннего выпуска, о чём говорит "вертикальноре" расположение буферных огней.

Именно это представляет себе фанат тепловозов, когда речь заходит о морковном тапке.
Именно это представляет себе фанат тепловозов, когда речь заходит о морковном тапке.

Немного погуляв по привокзальной площади и купив белеты на пригородный поезд, мы сели в вагон и после короткого совещания решили отправиться на станцию Ермолино, как и в 2010 году (ссылка будет в конце). В Ермолино железная дорога разделяется: одна ветка ведёт на Ярославль, другая - на Кинешму - город, где так и не построили железнодорожный мост через Волгу, поэтому ветка, которая могла бы напрямую соединить Иваново и Кострому, здесь обрывается и продолжается уже на противоположной стороне реки в городе Заволжск.

Выйдя на станции Ермолино, мы отправились вдоль путей на Кинешемскую ветку, где первым делом был сфотографирован пригородный поезд, ведомый ивановским тепловозом ТЭП70-0568. В те годы каждый тепловоз депо Иваново был произведением искусства: наш клиент, например, имел вишнёвый низ и верх, а посередине - жёлтые и красные полосы. Глядя на это, невозможно поверить в существование людей, одобряющих однообразие всех локомотивов. Если вы меня читаете, ответьте, вы слепые?

Для кого-то Иваново - город невест, ну а мы, как всегда, мечтаем о тепловозах.
Для кого-то Иваново - город невест, ну а мы, как всегда, мечтаем о тепловозах.

Только пригородный заехал на станцию Ермолино, освободив однопутный перегон, как тут же отправился тот самый пассажирский на Кинешму, который привёз нас из Москвы в Иваново. Правда, уже с другим тепловозом - красным ТЭП70БС с синей и белой волнами, это его заводская окраска. Замечательно, что и сейчас локомотив не успели испоганить красно-серой ливреей.

Коломенский завод - красим локомотивы на века!
Коломенский завод - красим локомотивы на века!

Других поездов по Кинешемской ветке пока не ожидалось, поэтому мы переместились на "основной", то есть, на ярославский ход, где и было всё самое интересное: из гарантированного - пригородный и пассажирский, а также неопределённое количество грузовых, и всё это - с красивыми локомотивами.

Но ещё больший интерес представляла база запаса, расположенная вдоль железной дороги, ведь здесь хранились на тот момент многие раритетные локомотивы, которые мы смогли сфотографировать с высокой насыпи перегона.

Наиболее лакомыми мы сочли очаровательные сине-бело-голубые электровозы ВЛ60 приписки депо Буй, которые на тот момент потихоньку выводились из работы: их мы насчитали 10 штук. К сожалению, позже все они уехали с базы запаса в металлолом.

Любование этими красавцами прервал пригородный поезд на Ярославль: "морковный" ТЭП70 и классика тех мест - сине-зелёные вагоны Северной железной дороги с надписью СЕВ. Пользователи Ярославского вокзала должны их хорошо помнить, ведь такую окраску имели также и дальние поезда, отправлявшиеся из Москвы в северные края.

Классика севера
Классика севера

Небольшое отвлечение - и мы вновь разглядываем диковинные локомотивы: нашему взору открывается красавец ЧС4-031 1967 года постройки по прозвищу "Аквариум". Последние локомотивы этой серии работали в депо Россошь в качестве рельсосмазывателей до 2013 года, а из пассажирской работы их убрали примерно в 2006 году. Наш красавец хранится на базе запаса Ермолино с 2005 года по сей день, и у меня есть надежда, что когда-нибудь его вытащат и восстановят если не до ходового состояния, то хотя бы в качестве памятника на постаменте.

В этот аквариум можно поселить даже дельфина!
В этот аквариум можно поселить даже дельфина!

Сразу три крутых локомотива - последний в мире 2ТЭП60, ТЭ3 и обычный ТЭП60. Базу запаса Ермолино можно принять за музей техники под открытым небом, правда? Честь и хвала людям, которые смогли спрятать здесь от порезки эти действительно легендарные машины! В 2016 году уникальный 2ТЭП60 был отправлен в Екатеринбург для установки в музее железнодорожного транспорта, правда, неизвестно, что с ним сейчас: на фотографии 2019 года он в таком же виде, каким был на базе запаса.

Спящие легенды... Ваш звёздный час ещё впереди!
Спящие легенды... Ваш звёздный час ещё впереди!

А вот ещё один тепловоз ТЭ3, который пришлось снимать из-под забора. Этот экземпляр 1967 года выпуска работал в депо Абакан, а в 2010 году его зачем-то погнали за тридевять земель, чтобы поставить под забор здесь, на базе запаса Ермолино. Что ж, какой бы ни была цель его путешествия, он сохранён от порезки, и это главное.

Проделал долгий путь, чтобы стоять в ивановском лесу. Ну хоть Россию посмотрел!
Проделал долгий путь, чтобы стоять в ивановском лесу. Ну хоть Россию посмотрел!

Мне уже начинает казаться, что тут замешан какой-то железнодорожный начальник, действительно любящий своё дело и по крупицам собравший этот подвижной состав со всей России. Напомню: база запаса Ермолино относится к Северной железной дороге, однако ТЭП60 и ЧС4 сюда пригнали из Саратова, 2ТЭП60 из Карелии, к тому же здесь хранятся несколько паровозов и тепловоз ТЭП10, попавшие в кадр вместе с ещё одной группой "шисяток". На фотографиях базы запаса 2018 года паровозов уже нет, если кто-то из вас знает, как сложилась их судьба - пишите в комментариях.

Видеть не могу эти кривые пути. Лучше буду стоять с замотанными фарами.
Видеть не могу эти кривые пути. Лучше буду стоять с замотанными фарами.

Жалко, конечно, что на эту базу запаса не попали легендарные локомотивы, которые следовало сохранить на самой Северной дороге - ВЛ10-502 с круглыми фонарями из Ярославля, а также тепловоз 2ТЭ10В, желательно, с трубчатым путеочистителем. Точнее, всё это там побывало, но ушло почему-то в металлолом. А жаль.

Тем временем в направлении Ярославля проследовал сбороный поезд, как раз с тепловозом 2ТЭ10В - один из аппаратов, который был целью поездки. Взгляните на его высоко установленные буферные огни и прожектор в "сидении от унитаза", на чумазый зелёный кузов и на дым, валящий из его труб - перед вами самый брутальный советский тепловоз!

Брутальный? Может, всё-таки страшный?
Брутальный? Может, всё-таки страшный?

Ещё полчаса ожидания - и малиновый ТЭП70 прополз мимо нас с поездом Санкт-Петербург - Иваново. Жаль, было облачно, иначе тепловоз смотрелся бы гораздо красивее, и кстати, заметьте: я показал вам уже три тепловоза ТЭП70 и все они оказались разных цветов. Разве это не прекрасно?

Именно это представляет себе фанат тепловозов, когда речь заходит о малиновом тапке.
Именно это представляет себе фанат тепловозов, когда речь заходит о малиновом тапке.

Когда все ожидаемые поезда были сфотографированы, мы стали возвращаться на станцию Ермолино, чтобы оттуда совершить марш-бросок в направлении Иваново, как в 2010 году. Вдруг - эти три хрюкающие морды появились непонятно откуда и групкой поскакали вдоль путей. Нам оставалось только сделать фотографию и умилиться тому, как хрюшки совершили побег.

Эй вы, трое! Кто из вас Наф-Наф? Вам просили строительные СНИПы на здания из соломы передать!
Эй вы, трое! Кто из вас Наф-Наф? Вам просили строительные СНИПы на здания из соломы передать!

База запаса Ермолино получает 10 аквариумов из 10, ведь что может быть лучше коллекции раритетных локомотивов, доступной лишь единицам особо заинтересованных людей! А в следующей части рассказа я расскажу вам, какие локомотивы в тот день мы встретили в поездной работе. Спойлер: там не было локомотивов в цветах РЖД. Ссылка ниже.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Лайк, подписка, комментарий, все дела. И спасибо за прочтение. До новых встреч!

Продолжение:

Смотрите также: