Ночью 30 марта 2003 года подполковник Эдвард Линч выполнял боевой вылет в составе звена из двух F-16, в котором он был ведущим. Это был Ирак, операция «Иракская свобода» - большая заварушка дядюшки Буша-младшего с целью свергнуть режим Саддама Хусейна.
Полет совершался с целью поиска вражеских ЗРК, когда Линч получил сигнал бедствия от британских солдат, вступивших в бой с превосходящими силами противника. 52 британца…Против 500 иракских солдат, окружавших противника. Британские солдаты находились на грани гибели и их радист был в настоящей панике, прося пилотов сделать хоть что-нибудь. Линч радировал, что они идут на помощь и прибыли к месту боя спустя десять минут, но возникла одна проблема…
Когда Линч с ведомым начали заходить на атаку, они поняли, что не могут разобрать кто где – в ночном бою все слилось в одну мыльную картинку в окулярах прибора ночного видения. Сбрасывать бомбы в таких условиях было бы безумием – могли задеть своих. Нужно было придумать выход из этой ситуации, и Линч его нашел.
На помощь пришла…физика аэродинамики. Когда самолет летит на сверхзвуковой скорости, он создает позади себя ударную волну – очень мощную и громкую, способную оглушить человека и дезориентировать его. Линч резко спикировал вниз, бешено набирая скорость. Когда стрелка указывала число Маха выше единицы, а высотометр – три тысячи футов, подполковник закончил пикирование и начал набирать высоту. Но враг заметил его маневр – в него немедленно была выпущена ракета из ПЗРК. Линч успешно уклонился и начал покидать опасное место, пытаясь связаться с британцами. Но о результатах своего маневра он узнал только вернувшись на базу.
Мощная ударная волна от полета на сверхзвуковой скорости обрушилась на сражающихся людей. Эффект возымел успех – иракцы приняли это за начало ракетно-бомбовой атаки и принялись отступать, не желая тонн чугуния на голову. Британцы спаслись…И вернулись домой.
P.S. К слову, именно из-за громкости ударной волны от сверхзвукового полета запрещено выходить на сверхзвук на высотах, ниже 11 км (по крайней мере, в России). Исключение составляют специализированные авиационные полигоны.
Автор - Тарас Артемов