Найти тему
TSQ Consulting

7 шагов, чтобы стратегия не осталась «только на бумаге»

Оглавление

Вы задавались вопросом: «Почему после проведения стратегической сессии ничего не меняется?». Это происходит не потому, что у нас слабые сотрудники или они саботируют изменения.

«Люди ни в чем не виноваты, всегда виновата система».
– Эдвардс Дэминг

Нужно создать условия для системных и последовательных изменений, чтобы стратегия заработала.

Шаг 1: Создать ощущение необходимости изменений у сотрудников

Создайте среду, в которой все понимают: жить так, как мы жили до этого — невозможно.

Чтобы создать такую среду, необязательно делать сотрудникам плохо в привычном понимании этого слова. Необходимо провести оценку и анализ, тем самым поставив под сомнение текущие алгоритмы действий.

Например, вы можете воспользоваться следующими эффективными инструментами для анализа:

  • Интервью МINDSKILLS
  • SWOT-анализ
  • РЕSТ-анализ
  • Проблемная сетка

Шаг 2: Создать команду амбассадоров

Прописанные регламенты и бизнес-процессы, плакаты с вдохновляющими лозунгами и другая айдентика не вовлечет сотрудников в процесс изменений так, как сплоченная команда амбассадоров.

Формируем команду по критериям:

1️⃣ Уровень лояльности к компании. Используем тесты, опросники. Например, семантический дифференциал Осгуда.

2️⃣ Высокая готовность к изменениям. Смелость в сочетании с недовольством существующим положением дел.

3️⃣ Развитые коммуникативные навыки.

Подробнее о создании команды амбассадоров вы можете узнать в следующей публикации. Для этого не забывайте подписываться на канал.

Шаг 3: Грамотно информировать о новой стратегии

Чтобы внедрить результаты стратегической сессии, нужно обеспечить распространение информации о грядущих изменениях: что это означает для каждого отдела и сотрудника (как его поведение должно измениться, как меняются приоритеты его задач и пр.):

  • Проводим мини-сессии на уровне отделов

Руководитель (как заказчик сессии) доносит цели и задачи, функции подразделения до своих сотрудников.

  • Создаем собственную дорожную карту команды

📍Что новая стратегия означает в ракурсе их функции?

📍Какие задачи она предполагает?

📍Как они будут достигать ключевых цепей и стратегии компании в разрезе своего отдела?

  • Каскадируем результаты на все уровни компании

📍Работаем с командой амбассадоров: поддерживаем и ведем в нужном направлении.

📍Работаем с руководителями: учим пропагандировать изменения, проводить развивающие встречи, собрания с командой и личные переговоры.

Шаг 4: Устранить препятствия в достижении стратегии

Любая организация — это группа людей с разным уровнем мотивации, гибкости и адаптации. В процессе внедрения стратегии вы можете обнаружить 4 типа сотрудников, а работать необходимо с каждым из них: Сторонники и потенциальные сторонники изменений, Противники и скрытые противники.

Как устранять препятствия на уровне организационной системы:

1️⃣ Соберите данные «в поле», используйте для этого следующий инструментарий:

📍Карта бизнес-процессов

📍 Инструменты SIРОС

📍Матрица RACI

2️⃣ Сравните с целевым состоянием конкретные метрики и найдите несостыковки

3️⃣ Скорректируйте процессы и структуру

Шаг 5: Обеспечить быстрые победы в процессе изменения компании

Это могут быть и небольшие достижения, но мы обязаны их подмечать и обращать на них внимание сотрудников. Давайте сотрудникам корректирующую обратную связь, чтобы зафиксировать маленькие победы. Что нам это дает:

1️⃣ Критиков и сопротивленцев изменений становится все меньше, потому что они видят результаты новой стратегии и начинают сомневаться в правильности своего саботажа

2️⃣ Мы понимаем, правильно ли мы выбрали курс, к каким результатам движемся, как быстро их достигаем, можем быстро скорректировать наши дальнейшие шаги

3️⃣ Повышаем мотивацию, потому что видим, что стратегия — это уже не просто набор красивых идей и шагов, а конкретные результаты. Становится очевидным, что мы движемся в нужном направлении.

Шаг 6: Закрепление достижений на уровне бизнеса

Чтобы система работала, необходимо вносить изменения и закреплять их во всей системе, во взаимосвязях всех уровней — организационной структуры, бизнес-процессов и людей.

На уровне организационной культуры можно объединить некоторые функции. Например, маркетинг и продажи — в единый коммерческий отдел с одним руководителем.

Уровню бизнес-процессов нужно постоянное внимание. Каждая совершенная система стремится к разрушению, а без непрерывного наблюдения будут возникать новые сбои и ошибки.

Команда амбассадоров на уровне людей, возможно, уже истощила свои ресурсы: люди потеряли мотивацию или переключились на другие задачи. Поэтому пора её пополнить новыми трансформаторами и продолжать процесс изменений в компании.

Шаг 7: Закрепить достижения в корпоративной культуре

Сотрудник, каким бы хорошим он ни был, принимает «правила игры» той среды, в которую он попал. Эта среда — корпоративная культура компании. Она влияет на поведение и образ мышления сотрудников.

На данном этапе необходимо определить правила:

📍Что у нас принято?

📍Что не принято?

📍3а что мы увольняем?

#tsqconsulting #стратегия #управление #бизнес