Успех семейного бизнеса Marriott — случайность или выверенная стратегия?
6 тысяч долларов и прохладительные напитки
Получив университетский диплом Джон Уиллард Марриотт-старший решил создать собственный бизнес в Вашингтоне, где он побывал во время миссионерского тура. Ещё тогда Марриотт подумал о том, что душное лето в столице делает её идеальной для продажи прохладительных напитков. Он нашёл себе партнёра, взял в кредит 6 тысяч долларов, купил на них оборудование для производства root beer (напиток, настоянный на корнях и листьях сассафраса, чем-то напоминает по вкусу квас), арендовал помещение и в мае 1927 года начал его производить на розлив. Продавали американский квас в уличном киоске. Вскоре у партнёров хватило денег и на возврат кредита и на то, чтобы открыть летний ресторанчик Hot Shoppes.
Hot Shoppes
В том же году Джон женился на своей однокурснице Элис Шиитс. Их брак стал действительно удачным. Супруга не только родила Марриотту двух сыновей, но и стала надёжной опорой в бизнесе. Кроме того, её отчим был сенатором от штата Юта, поэтому у Джона появились хорошие деловые связи в Вашингтоне. Он купил ещё 3 ресторана, таким образом став в 1929 году владельцем уже небольшой сети Hot Shoppes. Беда пришла откуда не ждали – в октябре 1929-го рухнула Нью-Йоркская биржа, затем последовала Великая депрессия. Банк, в котором Марриотты хранили сбережения обанкротился, Джону пришлось продать все три заведения. Однако он не был намерен потерять бизнес-нишу, поэтому открыл два других ресторана с низкими ценами, где американцы ужинали даже в кризисные времена.
Первый Marriott
Компания Hot Shoppes стала публичной в 1953 году, её акции раскупили за 2 часа с начала торгов по 10,25 доллара за бумагу. В 1957 году Марриотт открыл в округе Арлингтон, штат Виргиния мотель Twin-Bridges Marriott Motor Hotel на 365 номеров. Все комнаты были оборудованы телевизором, радио, телефоном и кондиционером. На территории мотеля находилась заправочная станция, универсальный магазин, парикмахерская, ресторан Hot Shoppes, зона отдыха, бассейн, парковка. Курировать его стал сын Джона, Джон Марриотт-младший. В 1970 году появился первый франчайзинговый отель, Марриотту-старшему эта идея не очень нравилась, поэтому долгое время франшизы заключались редко, партнёрские отели выглядели иначе, даже название у них было другое – Marriott Inns. В последующие годы сеть бурно развивалась, покупая сетевые объекты в сфере услуг и торговли, строя и открывая отели. Середина 1980-х стала временем расцвета отельного бизнеса в США и их построили так много, что цены на проживание падали, франшиза Marriott не находила покупателей. В сентябре 1990 года обанкротилась вторая по величине гостиничная компания США Prime Motor Inns, все ожидали, что на очереди Marriott.
Преодоление кризиса
Чтобы выжить, в 1989 году Marriott объявила о реструктуризации. Руководство компании приняло решение сфокусировать усилия на создании мегамаркета в отдельном бизнесе и на разных сервисных контрактах. Спустя 5 лет, в 1994 году, произошло разделение корпорации на две компании: Host Marriott Corporation и Marriott International. Первая занималась всем, что могло приносить доход в сферах, связанных с дополнительным сервисом для гостей. Например, строительством развлекательных и спортивных сооружений, покупкой авиалиний. Marriott International сфокусировалась на развитии сети отелей. Это позволило Marriott и дальше скупать отели, например, в 1995 году Ritz-Carlton Hotel.
11 сентября 2001 год
Немаловажной датой в истории Marriott является 11 сентября 2001 года. Поскольку отель Marriott являлся частью всемирного торгового центра, он состоял из 22 этажей и включал в себя 825 номеров. Здание было открыто в 1981 году и объединено с Северной и Южной башнями, поэтому многие предпочитали переходить из одной башни в другую именно через данный отель. В результате падения Южной башни, отель был «разделён» надвое, однако падение второй, Северной башни, полностью разрушило его. В результате данного теракта, погибло около 40 человек, отдыхавших в отеле на тот момент и персонал.
Marriott сегодня
В 2012 году Джон Марриотт снял с себя полномочия по управлению бизнесом, сделав преемником Арне Соренсона. В 2015 году Марриотт провёл сделку, в результате которой стал самой большой гостиничной сетью в мире по количеству номеров: произошло слияние Marriott International и Starwood Hotels & Resorts. Marriott выплатила акционерам Starwood почти 12,2 млрд долларов, из которых 11,9 млрд долларов собственными акциями и 340 млн долларов наличными. Совокупный портфель объединённой компании составил тогда 5500 отелей под управлением с общим фондом 1,1 млн номеров. Основными и самыми крупными конкурентами сети отелей Marriott являются Hilton и Starwood. Однако, по оценкам аналитиков, этим компаниям всё ещё не удалось добиться таких же успехов в данной сфере, что и их главному противнику. Главным плюсом Marriott является постоянно обновляющееся система скидок и различного рода предложений, которые привлекают посетителей. Скидочная система имеет название Marriott Rewards, её участником, может стать любой посетитель, который проведёт несколько дней в любой из гостиниц Marriott. Скидки предоставляют целый спектр бесплатных услуг, от бесплатного завтрака или же какого-либо подарка в номере, до возможности бесплатного проживания на несколько дней.