Найти тему

Есть ли будущее у VR-шлемов и метавселенных в России? Обзор гаджета и мысли о будущем

Задолго до того исторического момента, как компанию Meta* признали экстремистской, я провел несколько дней в автономном VR-шлеме Oculus Quest 2. Выводы читайте ниже.

За это время скупил и попробовал почти весь ценный контент в местном аппсторе, провёл несколько часов в VR-играх, посмотрел серию нового корейского сериала про зомби в Netflix VR (интересный экспириенс, кстати — гигантский экран перед лицом). Единственное — не пробовал работать в VR.

Вот так выглядит VR-шлем Oculus Quest 2
Вот так выглядит VR-шлем Oculus Quest 2

VR-шлем Oculus Quest 2 — полностью автономный шлем виртуальной реальности. Он отслеживает не только положение головы, но и положение тела в пространстве. Работает без проводов, без мощного компьютера — все находится внутри него. Это уже второе поколение Quest. Мощнее процессор, больше памяти, более гладкая и плавная картинка.

Контроллеры отслеживают обе руки, движения, пальцы, жесты. Я управлял интерфейсом, двигая руками. Небольшая часть проектов поддерживает отслеживание рук без контроллеров. Есть вау-эффект, но пока сыровато.

Однако, Oculus Quest 2 остается самым популярным VR-шлемом. С ноября прошлого года продано уже более 10 млн штук. VR и AR будут все активнее входили в повседневную жизнь, особенно в последние годы, когда мы жили в условиях пандемии.

Уверен, через одно, максимум два, поколения VR-гарнитур (чётче картинка 4K/8K на каждый глаз, мощнее и энергоэффективнее железо) появятся полноценные метавселенные с упором на реализм. Существующие The Sandbox и Decentraland — больше экосистемы, которые не сообщаются между собой. До сих пор первая проблема всех разработчиков — отсутствие протокола взаимодействия между виртуальными мирами.

Купил я, например, шапочку Prada в одной метавселенной, причем за тот же прайс, что и в реальном магазине, но я не могу надеть ее на встречу с друзьями, которые ждут меня в другой метавселенной. И такая ситуация не только с NFT-одеждой.

Поэтому, если найдутся ребята, которые создадут систему взаимодейтсвия между отдельными вселенными — они реально озолотятся, смогут управлять гигантами-корпорациями VR-мира.

Вторая проблема, которую пока не могут решить разработчики виртуального мира — это доступность для большинства. У каждого должна быть возможность зайти в VR с любого смартфона или десктопа. И чем меньше действий требуется для этого — тем лучше.

Вот тогда и появится метавселенная, в которую войдут все, потому что она будет:

а) доступна,

б) объединит всевозможные игровые механики и экономику.

Виртуальный мир, в котором строишь дом, делаешь что-то, учишься, работаешь, покупаешь и продаешь. Вводишь реальные деньги, обмениваешь на NFT-валюту. Копишь, инвестируешь, тратишь и, если нужно, выводишь деньги в реальный мир. В ней можно делать что угодно, выкрутить на максимум механики (как сейчас экспериментируют в низкобюджетных VR-играх типа Blade & Sorcery, где появилась куча модов, чтобы почувствовать себя магом или поиграть со световым мечом). Тогда будет реальный кайф.

Кадр из фильма "Первому игроку приготовиться"
Кадр из фильма "Первому игроку приготовиться"

Такую вселенную мы уже видели в фильме «Первому игроку приготовиться». А пока люди тусуются в отдельных виртуальных мирах. При этом только те, кто может себе позволить VR-шлем — стоимость Oculus Quest 2 превышает 60 тысяч рублей. Большинству российских пользователей такой гаджет пока не по карману. А дополнительные проблемы, которые озвучил выше — отдаляют эту доступность еще дальше.

Через месяц, как я оценил достоинства Oculus Quest 2, компанию Meta* признали экстремистской и запретили в России. Будет ли перспектива развития метавселенных и расширение доступности VR-гарнитур — большой вопрос. Особенно, для России.

*организация, признанная экстремистской на территории РФ

** продукт организации, признанной экстремистской на территории РФ