Здравствуйте, уважаемые читатели!
Недавно я Вам обещал более детально рассказать про изменения коэффициента «бонус-малус», который, наряду с базовой тарифной ставкой, оказывает непосредственное влияние на итоговую стоимость полиса ОСАГО. И в 2022 году с 01.04.2022 года стала применяться новая тарифная сетка для этого коэффициента. Собственно, на примере я расскажу Вам о том, в чём заключалась реформа и какие водители от неё выиграют.
Про изменение тарифной сетки КБМ
С 1 апреля 2022 года стала действовать новая таблица КБМ, согласно Указанию Банка России от 08.12.2021 №6007-У [1]. Второй слайд в галерее – предыдущая тарифная сетка этого коэффициента (действовала до 01.04.2022):
Как Вы можете заметить, изменился диапазон КБМ. Если раньше от варьировался от 2,45 до 0,5 в зависимости от продолжительности безаварийной езды, то в новой его редакции диапазон существенно изменился – от 3,92 до 0,46.
На первый взгляд стало лучше?
Если беспристрастно анализировать цифры, то реформа выглядит очень позитивно. Теперь, если водитель часто провоцирует аварии (является в ней виновником), то за класс М он теперь будет получать повышающий коэффициент 3,92. Это в 1,6 раз больше, чем было.
Аккуратные же водители (начиная с класса 6) получат ещё меньший коэффициент «бонус-малус» по сравнению с предыдущей тарифной сеткой. А самые аккуратные (13 и более лет без ДТП) получат коэффициент 0,46.
А что же не так в этой реформе?
Но у этой реформы есть как минимум две проблемы. Она более локальная, а вторая – глобальная. Что я сделал? Я провёл два расчёта – в первом посчитал стоимость полиса ОСАГО по старой тарифной сетке, но с изменённой базовой ставкой (актуальна в 2022 году), а во втором расчёте я произвёл расчёт по новой тарифной сетке КБМ.
В качестве объекта расчёта я брал автомобиль Volkswagen Polo (мощность двигателя 110 л.с.), а в качестве региона преимущественной эксплуатации автомобиля выбирал Томскую область. Автомобиль предполагается использовать круглогодично, поэтому коэффициенты для расчёта итоговой стоимости получились следующие:
- Базовая ставка (ТБ) – 5 тысяч 303 рубля
- Коэффициент мощности автомобиля (КМ) – 1
- Коэффициент краткосрочного страхования (КП) – 1
- Коэффициент сезонного страхования транспортного средства (КС) – 1
Для расчёта коэффициента возраста и стажа водителя (КВС) сделал следующее допущение: возраст водителя находится в диапазоне от 35 до 39 лет, водительский стаж от 10 до 14 лет. Поэтому КВС принят равным 0,94. Первая таблица – это расчёт по КБМ образца 2021 года, вторая – образца 2022 года:
Далее посчитал переплату (экономию) без учета реформы и с её учётом. Красные ячейки – это сумма, которая превышает показатели расчёта по КБМ образца 2021 года, а зелёные - где заплатить за полис ОСАГО придётся меньше.
Таким образом, первая локальная проблема – в постреформенных условиях сэкономят лишь обладатели класса 5 и выше. Причём эта экономия очень и очень маленькая – от 89 до 354 рублей. Уж и не знаю, какие годовые дивиденды принесёт такая экономия. Все остальные классы водителей будут вынуждены переплатить за покупку полиса ОСАГО в 2022 году.
А теперь о глобальной проблеме. Даже в условиях 2021 года многие страховые компании дополнительно предлагали страхования от ситуаций, когда у виновника аварии нет полиса ОСАГО. Напомню, что при предыдущей тарифной сетки КБМ максимальная сумма страховки в озвученных выше условиях составляла 21 тысячу 690 рублей. Теперь же для класса М полис станет стоить почти 35 тысяч рублей.
Возникает резонный вопрос – какими мерами будут принуждаться лихачи покупать полис ОСАГО за 35 тысяч рублей, если они не покупали его за 21 тысячу? Я вижу только один способ – включить в функционал камер видеофиксации проверку по номерам автомобиля наличия полиса ОСАГО. И раз в день штрафовать тех, кто его не имеет. При тех условиях, что есть сейчас, реформа страхования автомобиля в 2022 году приведёт лишь к увеличению числа тех, у кого нет страховки.
Другие мои статьи
Стал ли полис ОСАГО дешевле в 2022 году? Что изменилось для автовладельцев?
О принципиальных отличиях полисов ОСАГО и ДОСАГО друг от друга
С уважением, Юрий (kua1102)