Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Об изменении КБМ в ОСАГО в 2022 году: кто из автовладельцев станет платить больше?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Недавно я Вам обещал более детально рассказать про изменения коэффициента «бонус-малус», который, наряду с базовой тарифной ставкой, оказывает непосредственное влияние на итоговую стоимость полиса ОСАГО. И в 2022 году с 01.04.2022 года стала применяться новая тарифная сетка для этого коэффициента. Собственно, на примере я расскажу Вам о том, в чём заключалась реформа и какие водители от неё выиграют.

Про изменение тарифной сетки КБМ

С 1 апреля 2022 года стала действовать новая таблица КБМ, согласно Указанию Банка России от 08.12.2021 №6007-У [1]. Второй слайд в галерее – предыдущая тарифная сетка этого коэффициента (действовала до 01.04.2022):

Как Вы можете заметить, изменился диапазон КБМ. Если раньше от варьировался от 2,45 до 0,5 в зависимости от продолжительности безаварийной езды, то в новой его редакции диапазон существенно изменился – от 3,92 до 0,46.

На первый взгляд стало лучше?

Если беспристрастно анализировать цифры, то реформа выглядит очень позитивно. Теперь, если водитель часто провоцирует аварии (является в ней виновником), то за класс М он теперь будет получать повышающий коэффициент 3,92. Это в 1,6 раз больше, чем было.

Аккуратные же водители (начиная с класса 6) получат ещё меньший коэффициент «бонус-малус» по сравнению с предыдущей тарифной сеткой. А самые аккуратные (13 и более лет без ДТП) получат коэффициент 0,46.

А что же не так в этой реформе?

Но у этой реформы есть как минимум две проблемы. Она более локальная, а вторая – глобальная. Что я сделал? Я провёл два расчёта – в первом посчитал стоимость полиса ОСАГО по старой тарифной сетке, но с изменённой базовой ставкой (актуальна в 2022 году), а во втором расчёте я произвёл расчёт по новой тарифной сетке КБМ.

Расчёты стоимости полиса ОСАГО буду проводить для автомобиля Volkswagen Polo (мощность двигателя 110 л.с.) и водителя в возрасте от 35 до 39 лет, водительский стаж которого от 10 до 14 лет. Автор фотографии kua1102
Расчёты стоимости полиса ОСАГО буду проводить для автомобиля Volkswagen Polo (мощность двигателя 110 л.с.) и водителя в возрасте от 35 до 39 лет, водительский стаж которого от 10 до 14 лет. Автор фотографии kua1102

В качестве объекта расчёта я брал автомобиль Volkswagen Polo (мощность двигателя 110 л.с.), а в качестве региона преимущественной эксплуатации автомобиля выбирал Томскую область. Автомобиль предполагается использовать круглогодично, поэтому коэффициенты для расчёта итоговой стоимости получились следующие:

  • Базовая ставка (ТБ) – 5 тысяч 303 рубля
  • Коэффициент мощности автомобиля (КМ) – 1
  • Коэффициент краткосрочного страхования (КП) – 1
  • Коэффициент сезонного страхования транспортного средства (КС) – 1

Для расчёта коэффициента возраста и стажа водителя (КВС) сделал следующее допущение: возраст водителя находится в диапазоне от 35 до 39 лет, водительский стаж от 10 до 14 лет. Поэтому КВС принят равным 0,94. Первая таблица – это расчёт по КБМ образца 2021 года, вторая – образца 2022 года:

Расчёт стоимости полиса ОСАГО на основе тарифной сетки КБМ, действовавшей до 01.04.2022 г. Автор графики kua1102
Расчёт стоимости полиса ОСАГО на основе тарифной сетки КБМ, действовавшей до 01.04.2022 г. Автор графики kua1102

Далее посчитал переплату (экономию) без учета реформы и с её учётом. Красные ячейки – это сумма, которая превышает показатели расчёта по КБМ образца 2021 года, а зелёные - где заплатить за полис ОСАГО придётся меньше.

Расчёт стоимости полиса ОСАГО на основе тарифной сетки КБМ, вступившей в действие с 01.04.2022 г. Автор графики kua1102
Расчёт стоимости полиса ОСАГО на основе тарифной сетки КБМ, вступившей в действие с 01.04.2022 г. Автор графики kua1102

Таким образом, первая локальная проблема – в постреформенных условиях сэкономят лишь обладатели класса 5 и выше. Причём эта экономия очень и очень маленькая – от 89 до 354 рублей. Уж и не знаю, какие годовые дивиденды принесёт такая экономия. Все остальные классы водителей будут вынуждены переплатить за покупку полиса ОСАГО в 2022 году.

А теперь о глобальной проблеме. Даже в условиях 2021 года многие страховые компании дополнительно предлагали страхования от ситуаций, когда у виновника аварии нет полиса ОСАГО. Напомню, что при предыдущей тарифной сетки КБМ максимальная сумма страховки в озвученных выше условиях составляла 21 тысячу 690 рублей. Теперь же для класса М полис станет стоить почти 35 тысяч рублей.

Возникает резонный вопрос – какими мерами будут принуждаться лихачи покупать полис ОСАГО за 35 тысяч рублей, если они не покупали его за 21 тысячу? Я вижу только один способ – включить в функционал камер видеофиксации проверку по номерам автомобиля наличия полиса ОСАГО. И раз в день штрафовать тех, кто его не имеет. При тех условиях, что есть сейчас, реформа страхования автомобиля в 2022 году приведёт лишь к увеличению числа тех, у кого нет страховки.

Другие мои статьи

Стал ли полис ОСАГО дешевле в 2022 году? Что изменилось для автовладельцев?

О принципиальных отличиях полисов ОСАГО и ДОСАГО друг от друга

С уважением, Юрий (kua1102)