Для музыканта "быть в потоке" не пустой звук. Ведь если ты попал в поток по настроению/жанру/похожим исполнителям, это путёвка в плейлисты новых слушателей. Разберём по шагам, как появиться на витринах Яндекс.Музыки, VK.BOOM, СБЕРзвука, Spotify, Deezer и прочих крутых ребят. Пишу этот текст для начинающих музыкантов, которым и сама являюсь. Собирала информацию из разных источников + личный опыт. Результат: мой проект "Внезапно". Рада, если кому-то будет полезно!
Пройдемся до вашего первого релиза :)
Шаг 1. Выбрать дистрибьютора
Дистрибьютор (он же агрегатор) доставляет. Это главный поставщик музыки на стриминги. У него заключены договоры с площадками и сервисами. Это такой "буфер обмена" в мире музыки, который регистрирует треки, хранит, присваивает им UPC или Universal Product Code. Через дистрибьюторов выкладываются все: и независимые инди-исполнители, и популярные группы, и почти все лейблы (за исключением самых крупных, у них прямые контракты).
Дистрибьютор взаимодействует с производителями музыки. Стриминги — с потребителями. Они забирают треки и транслируют их в плейлисты слушателей, которые, например, купили подписку. Заработок с музыки тема отельной статьи. В двух словах: одно прослушивание по подписке стоит от 1 до 25 копеек в зависимости от сервиса. Т.е. чтобы заработать свою первую 1000 р., нужно чтобы вас послушали 10 тысяч раз. Такой вот интересный курс обмена.
Бывает, студии звукозаписи предлагают услуги по дистрибьюции. Расценки от 500 до 2000 рублей. Часто это сводится к
- заполнению несложной анкеты
- отправкой трека на промо (но гарантии, что его примут нет).
В этой цепочке итак довольно много посредников, от которых невозможно отказаться. Поэтому если что-то можно сделать самостоятельно, лучше это сделать. А сэкономленный бюджет потратить на рекламу после выхода трека. Надо ведь как-то набирать свои 10 тысяч прослушиваний :)
На что обратить внимание при выборе дистрибьютора?
На каких стрмингах будет выложена музыка. Для меня крайне важно было появиться на Яндекс.Музыке и ВК, т.к. сама в основном пользуюсь этими площадками. Проверить, с кем любимый сервис сотрудничает, можно на его сайте: мотаете вниз до мелкого шрифта, ищете раздел "Правообладателям" / "Артистам", в нем обязательно найдется ссылка "Разместить треки". Там будут перечислены дистрибьюторы. Из них можно выбрать, через кого размещаться, чтобы быть услышанным именно здесь.
Например, вот раздел разместить треки на Яндекс.Музыке
Формат оплаты. Комиссию берут все. В среднем 15-20% с продаж (роялити). Базовый и самый бюджетный вариант — просто комиссия. Продвинутые пакеты услуг: комиссия + fix за промоцию релиза / круглосуточную поддержку / продвинутую аналитику. Выбирайте, что вам подходит, читайте условия
Можно ли выкладываться через разных дистрибьюторов? Да. Попробую, сравню и напишу обзор. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе.
Мне понравились: Fresh Tunes, ONErpm, TUNECORE
Шаг 2. Подготовить трек и оформление
Кроме самой музыки нужно провести подготовительную работу.
- Трек в формате .WAV или .FLAC, частота 44kHz, 16 bit, stereo
- Обложка JPG, 3000 на 3000 пикселей. Если на обложке есть текст, то это может быть только название альбома / имя группы или исполнителя.
- Текст + необходимо будет отметить галочку Exclipet, если есть мат.
- Фрагмент для тиктока. С какой секунды будет проигрываться музыка. Если не выбрать, то по умолчанию установится промежуток с 1 по 60 секунду.
- Площадки, где появится трек: выбираю все, кроме ютуба. В одной из статей прочитала, что могут быть проблемы по авторским правам, у Ютуба с этим сложно. Сама всегда снимаю эту галочку с них, но можете попробовать выложить. Делитесь своим опытом в комментариях!
- Дата релиза — дата выхода релиза. Можно ставить любую.
- Дата предзаказа — дата, когда трек станет доступен для предварительного заказа, но еще не будет опубликован.
- Дата начала продаж — когда композиция появится на стримингах. Между датой предзаказа и началом продаж заложено 2 недели. Лучше ставить дату начала продаж через 2-3 недели (в первый раз во Fresh Tunes даже нельзя выбрать более раннюю дату).
И направшивается вопрос: зачем так долго?
Забавный факт: уже после второго релиза, увидела, что на Яндекс.Музыке меня определили как "лейбл". Что это дало? Появилась возможность выбирать дату предзаказа задним числом. Т.е. я дату могла поставить хоть на 2 недели назад, чтобы подогнать выход трека на завтра. Но лучше оставить себе время, т.к. нужно успеть отправить заявки на промо. Кроме того, когда будете выкладывать первую композицию, можно заложить и 3 недели, чтобы успеть оформить карточку артиста на разных площадках. Это важно, это первое впечателние. Перефразируя известную поговорку:
Встречают по обложке, провожают по звучанию
Шаг 3. Дождаться модерации
Самое волнительное, дождаться модерации.
ЕСЛИ НЕ ОК. Да, так бывает. Ничего страшного, заходим на страницу релиза и смотрим подсвеченные красным пункты.
Возможно, трек сохранен не в том формате или есть mute (тишина). Возможно, что-то не то с обложкой. Сама столкнулась с тем, что обложку для трека "Виски" выкладывала 3 раза, т.к. на ней была бутылочка Jack Daniels. И несмотря на вольную рисовку Ани Смертиной, на модерации она упорно проходила как "реклама"... Пришлось замыливать название на этикетке до тех пор, пока не приняли обложку.
ЕСЛИ ОК: вот тут-то и пригодятся 3 недели, которые мы закладывали
Шаг 4. Оформить карточку артиста.
Как только у вас есть хотя бы один одобренный трек, на стримингах появляется пустая карточка артиста. Лучше всего подготовить ее до выхода релиза. К сожалению, часто у стримингов нет удобного личного кабинета, куда можно подгрузить свое оформление. Редактируется все через техподдержку, это довольно медленно. Внимание: оформление появится вместе с выходом первого релиза, не раньше!
Сделать карточку артиста Яндекс.Музыка: ссылка на тех.поддержку
Совет: перед общением с тех.поддержкой найдите и заранее скопирйте ссылку на свою карточку артиста, чтобы вам быстрее помогли.
Выбирайте раздел "Проблема в каталоге музыки" и переходите в чат с поддержкой. Там можно попросить прикрепить ваше фото, краткое описание (город, в каком стиле поете/играете) и ссылки на соц.сети вашего музыкального проекта.
- Сделать карточку артиста на ВК не так-то просто. Несмотря на то, что Fresh Tunes является партнером VK.BOOM, необходимо заключить дополнительную партнёрку, подтвердить авторские права.
Ссылка для подтверждения исключительных прав для ВК у Fresh Tunes (мне ответили через 2 дня)
Ссылка на полезную статью о карточках музыканта ВК. Удобнее всего запросить доступ в Студию и все настроить самостоятельно. Ждала 3 дня.
Шаг 5. Рассказать о себе
ДО публикации. Сообщить о релизе на промо.
Трек одобрен, оформлен, но пока еще не вышел. Если 2 недели с момента подтверждения еще не прошли, самое время заявить себя на промо. Это бесплатно. Но эффективно. Решение принимают музыкальные редакторы. Если вас включили в подборку, например, "хип-хоп" или "русская авторкая песня", то ИИ будет предлагать композицую "в потоке" тем, кто ищет по этим темам что-то новенькое. Очень удобно. Ниже полезные сслыки:
Яндекс, сообщить о релизе
ВК, сообщить о релизе
ПОСЛЕ публикации. Сделать ссылку со ссылками и взорвать соцсети
Ссылка со ссылками во Fresh Tunse генерится автоматически. Но! Туда попадают автоматом только Яндекс, Deezer, Spotify. Не все они сейчас доступны в РФ. Все дополнительные стриминги нужно искать и добавлять в режиме редактирования:
Пример ссылки со ссылками: трек Бармен можно послушать здесь.
Вы восхитительны!
Еще пара шагов...
Поделитесь этим постом с вашим другом-музыкантом, который собирается начать выкладывать, но все никак. Может, это станет для него отправной точкой. Есть дополнения? Делитесь в комменатриях!
Если вам понравилось читать и было полезно, может быть понравится и послушать :)
Ссылка на проект "Внезапно" на разных площадках
Всем любовь и лайки.