Историю советско-финляндского военного конфликта 1939-1940 годов (чаще его называют советско-финской войной) в школе нам фактически не преподавали, в учебниках текст о том заключался в паре-тройке абзацев.
В Петрозаводском университете, где я учился на истфаке, о событиях, развернувшихся в основном на территории Карелии, наша учебная программа ограничивалась кратким зачётным спецкурсом. Правда, о подробностях той «финской войны» (как помните, Александр Твардовский называл её «незнаменитой»), мне часто в подробностях рассказывали местные ветераны, которых в 70-х годах оставалось ещё немало. Не ожидал, что в конце 90-х мне доведётся «соприкоснуться» с событиями того времени не так уж и далеко от Северодвинска, где я работал в редакции городской газеты. История открылась мне в информации внештатного корреспондента, мол, в тайге близ Белого моря случайно обнаружен самолёт СБ-2.
СБ-2 (АНТ-40) – двухмоторный скоростной самолёт. Такие машины поступали на вооружение советской авиации с 1934 года и эксплуатировались, как фронтовые бомбардировщики. Сконструировал самолёт Андрей Туполев.
Длина корпуса - самолёта 12,27 метра, размах крыла 20,33 метра, высота 4,74 метра. Максимальный взлётный вес машины - 6175 кг, двигатели М-103 обладали мощностью по 960 л.с. каждый. Максимальная скорость СБ-2 – от 415 до 500 километров в час, практический потолок машины - 9600 метров, дальность полета 1500 километров. На вооружении самолёта - четыре пулемета ШКАС калибра 7,62 мм, машина могла взять с собой в полёт до 1600 килограммов бомбовой нагрузки.
СБ-2, о котором ведём речь, взлетел с аэродрома на острове Ягодник (это под Архангельском), чтобы затем исчезнуть на долгих 60 лет. И только в 1999-м самолёт случайно обнаружили охотники, а затем и поисковики взявшиеся прояснить обстоятельства аварии.
Бомбардировщик числился в составе 80-го смешанного авиаполка РККА. Уже шли бои, и СБ-2 поздней осенью 1939 года предстоял перелёт к линии фронта близ местечка Ухта в Карелии. Однако самолёт и четверо его лётчиков в ожидаемое время к месту назначения так и не прибыли.
Бомбардировщик, конечно, искали, хотя и торопливо. Двадцать четыре раза, как зафиксировано в документах, вылетали поисковики. Но полыхала война, и осенью 1939-го «подгоняла» фронтовая обстановка. Иными словами, пропавший самолёт не нашли и предположили, что он упал в Белое море. В дальнейшем, так уж сложилось, поиски не возобновлялись.
И вот осенью 1999 года северодвинские охотники - Александр Воинов и его племянник (тоже Александр) случайно наткнулись в тайге на обломки крылатой машины. По тому же маршруту к месту обнаружения бомбардировщика отправились поисковики из северодвинского клуба патриотического воспитания «Эдельвейс», а затем и архангелогородцы из общественно-благотворительного фонда «Поиск». Совместными усилиями им удалось восстановить обстоятельства крушения.
Самолёт к моменту исчезновения налетал 113 часов – это немного. Он поднялся с грунтовки Ягодника, взлетел ровно в 9.00 и на скорости 500 лёг на курс 310. С большой долей вероятности, по подсчётам поисковиков, роковой для самолёта и экипажа стала 17-18-я минута, когда вдруг отказал правый двигатель. Даже через шестьдесят лет на разрушенном корпусе бомбардировщика остались следы былой неисправности – через трещину в патрубке масло под давлением хлестало струёй. Мотор в итоге заклинило, а на одном левом двигателе крылья бомбардировщика не держали высоту. Началось падение.
Думается, в те критические полторы-две минуты лётчики наверняка пытались связаться со своим аэродромом по радио. Но, видимо, у них не оказалось прочной связи, либо они вообще не успели воспользоваться передатчиком.
Возник и вопрос: парашют был у каждого из лётчиков, почему они не выбросились? Здесь два варианта – либо самолёту уже не хватало высоты, либо экипаж решил всё-таки удержать планирующий самолёт и посадить его на лесное озеро или лесную залысину. Судя по тому, какими были в 1999-м деревья, проросшие на месте падения СБ-2, скорее всего в 1939-м здесь были болотина и мелкий молодой кустарник.
Из замеров растительности у близкой к обломкам самолёта площади специалисты предположили - до спасительной поляны экипажу оставалось 250 метров. Правда, в таком случае экипажу уже не хватало 5-6 метров высоты. Шасси бомбардировщика зацепили верхушки молоденьких ёлочек и самолёт рухнул в редколесье. Время навсегда замерло на циферблате бортовых часов - 9.23.
Самолёт не взорвался от удара – все, кто осматривал место падения СБ-2, приняли такое заключение единодушно: машина, судя по компактно расположенным обломкам, попросту развалилась на куски. От сильного удара двигатели сорвались с мест. Корпус: хвостовое оперение в отличие от крыльев, разрушилось менее всего, а, краска на фюзеляже и плоскостях за много лет так и не стёрлась.
Экипаж. Командир и штурман, сидевшие в носовой части самолёта, погибли мгновенно - их выбросило из кабины и буквально расплющило. Осмотр их останков показал - каждая кость у лётчиков переломана, порой в нескольких местах. Тело стрелка-радиста, который занимал место в хвостовой части бомбардировщика, поисковики нашли первым. Ещё одного, четвёртого лётчика нашли уже вне кабины, лежащим на спине в пяти мерах от обломков центроплана.
Поясним, экипажи бомбардировщиков СБ-2, как правило, состояли из трёх человек, но в том полёте на борту самолёта летел четвёртый – авиатехник звена. После падения машины он сумел выбраться из неё, и какое-то время оставался жив. Об этом свидетельствовали найденные рядом с ним вскрытые ножом консервные банки и надорванные пакеты медицинских бинтов. Осмотр тела лётчика показал: у него сломаны левое плечо, правое бедро и повреждён копчик. До берега Белого моря, если идти строго по-прямой - 22 километра, до ближайшего селения ещё больше. Лётчик был обречён.
Походы, а их было несколько, к месту катастрофы оказались тяжёлыми: поисковикам приходилось преодолевать немалые пространства с таёжными буреломами, топкими болотами, переходить немало речек и ручьёв. При этом туда они шли не налегке, поклажи хватало, поскольку несли к месту работ и снаряжение, и продукты, а также инструментарий: бензопилы, миноискатели, щупы, ручную талёвку. Помощники нашлись. Один из них - охотник Виктор Военов, брат Александра Военова. Обратный путь тоже не выпадал лёгким, ведь надо было нести от места аварии в город свои находки. Во-первых, они помогли бы специалистам разгадать или дать подсказку, а по окончании работ стать экспонатами музея.
Данные самолёта ребята выяснили легко, поскольку уцелела табличка с его заводским номером – 06370. А вот в документах лётчиков не истлела лишь одна фамилия – Кирющенко. Предстояла трудная и кропотливая работа с архивами, а это в большинстве случаев, тем более учитывая срок давности события, требует и внимания, и последовательности, часто терпения. Повезло и с хранителями фондов, проявивших интерес, поскольку бездушных чиновников в архивах, гораздых на отписки, тоже хватает. На случае удачных находок сказалось, что в практике исчезновения самолётов с экипажем факт случившегося фиксируется во многих документах. Тут повезло: нашлись и акт, и ведомость наличия самолётов в лётной части, и исторический формуляр авиаполка со списком потерь, даже кое-какие сведения из технической и частной переписки.
Так пропавший без вести на 60 лет экипаж был найден: командир – Георгий Васильевич Каралкин, штурман – Александр Николаевич Сафонов, стрелок-радист Ян Григорьевич Комаричев, авиатехник Сергей Иванович Кирющенко. К слову, их останки участники экспедиции тоже вынесли из тайги на себе. Лётчики с воинскими почестями обрели покой на Вологодском кладбище Архангельска. На их могиле сегодня установлен один из немногих в Архангельской области памятников советско-финской компании 1939-1940 годов (область в те времена считалась прифронтовой полосой).
Осталось назвать тех, кто выполнял наиболее трудную, черновую работу по возвращению исчезнувшего самолёта и его экипажа. Это руководитель северодвинского клуба «Эдельвейс» Николай Корепин, председатель архангельского совета фонда «Поиск» Игорь Ивлев. Непосредственно на месте крушения СБ-2 работали фото- и видеооператоры Анатолий Григорьев, Юрий Максимов, Ольга Нагибина (она также вела архивные поиски), журналист Алексей Сухановский, охотники братья Александр и Виктор Военовы. Финансовую помощь в организации экспедиций оказывали предприниматели Андрей Воронцов и Михаил Кузьмин.
Так в истории «войны незнаменитой» одной загадкой стало меньше, а из списков пропавших без вести возвращены четверо «исчезнувших» героев.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.