Найти в Дзене
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Тайну исчезновения бомбардировщика СБ-2 тайга хранила 60 лет

Историю советско-финляндского военного конфликта 1939-1940 годов (чаще его называют советско-финской войной) в школе нам фактически не преподавали, в учебниках текст о том заключался в паре-тройке абзацев. В Петрозаводском университете, где я учился на истфаке, о событиях, развернувшихся в основном на территории Карелии, наша учебная программа ограничивалась кратким зачётным спецкурсом. Правда, о подробностях той «финской войны» (как помните, Александр Твардовский называл её «незнаменитой»), мне часто в подробностях рассказывали местные ветераны, которых в 70-х годах оставалось ещё немало. Не ожидал, что в конце 90-х мне доведётся «соприкоснуться» с событиями того времени не так уж и далеко от Северодвинска, где я работал в редакции городской газеты. История открылась мне в информации внештатного корреспондента, мол, в тайге близ Белого моря случайно обнаружен самолёт СБ-2. СБ-2 (АНТ-40) – двухмоторный скоростной самолёт. Такие машины поступали на вооружение советской авиации с 1934 г

Историю советско-финляндского военного конфликта 1939-1940 годов (чаще его называют советско-финской войной) в школе нам фактически не преподавали, в учебниках текст о том заключался в паре-тройке абзацев.

В Петрозаводском университете, где я учился на истфаке, о событиях, развернувшихся в основном на территории Карелии, наша учебная программа ограничивалась кратким зачётным спецкурсом. Правда, о подробностях той «финской войны» (как помните, Александр Твардовский называл её «незнаменитой»), мне часто в подробностях рассказывали местные ветераны, которых в 70-х годах оставалось ещё немало. Не ожидал, что в конце 90-х мне доведётся «соприкоснуться» с событиями того времени не так уж и далеко от Северодвинска, где я работал в редакции городской газеты. История открылась мне в информации внештатного корреспондента, мол, в тайге близ Белого моря случайно обнаружен самолёт СБ-2.

СБ-2 (АНТ-40) скоростной фронтовой бомбардировщик. Их производили с 1934 года
СБ-2 (АНТ-40) скоростной фронтовой бомбардировщик. Их производили с 1934 года

СБ-2 (АНТ-40) – двухмоторный скоростной самолёт. Такие машины поступали на вооружение советской авиации с 1934 года и эксплуатировались, как фронтовые бомбардировщики. Сконструировал самолёт Андрей Туполев.

Длина корпуса - самолёта 12,27 метра, размах крыла 20,33 метра, высота 4,74 метра. Максимальный взлётный вес машины - 6175 кг, двигатели М-103 обладали мощностью по 960 л.с. каждый. Максимальная скорость СБ-2 – от 415 до 500 километров в час, практический потолок машины - 9600 метров, дальность полета 1500 километров. На вооружении самолёта - четыре пулемета ШКАС калибра 7,62 мм, машина могла взять с собой в полёт до 1600 килограммов бомбовой нагрузки.

Самые первые снимки с места былой катастрофы СБ-2
Самые первые снимки с места былой катастрофы СБ-2

СБ-2, о котором ведём речь, взлетел с аэродрома на острове Ягодник (это под Архангельском), чтобы затем исчезнуть на долгих 60 лет. И только в 1999-м самолёт случайно обнаружили охотники, а затем и поисковики взявшиеся прояснить обстоятельства аварии.

Бомбардировщик числился в составе 80-го смешанного авиаполка РККА. Уже шли бои, и СБ-2 поздней осенью 1939 года предстоял перелёт к линии фронта близ местечка Ухта в Карелии. Однако самолёт и четверо его лётчиков в ожидаемое время к месту назначения так и не прибыли.

Бомбардировщик, конечно, искали, хотя и торопливо. Двадцать четыре раза, как зафиксировано в документах, вылетали поисковики. Но полыхала война, и осенью 1939-го «подгоняла» фронтовая обстановка. Иными словами, пропавший самолёт не нашли и предположили, что он упал в Белое море. В дальнейшем, так уж сложилось, поиски не возобновлялись.

Менее остальных частей самолёта пострадало хвостовое оперение
Менее остальных частей самолёта пострадало хвостовое оперение

И вот осенью 1999 года северодвинские охотники - Александр Воинов и его племянник (тоже Александр) случайно наткнулись в тайге на обломки крылатой машины. По тому же маршруту к месту обнаружения бомбардировщика отправились поисковики из северодвинского клуба патриотического воспитания «Эдельвейс», а затем и архангелогородцы из общественно-благотворительного фонда «Поиск». Совместными усилиями им удалось восстановить обстоятельства крушения.

Самолёт к моменту исчезновения налетал 113 часов – это немного. Он поднялся с грунтовки Ягодника, взлетел ровно в 9.00 и на скорости 500 лёг на курс 310. С большой долей вероятности, по подсчётам поисковиков, роковой для самолёта и экипажа стала 17-18-я минута, когда вдруг отказал правый двигатель. Даже через шестьдесят лет на разрушенном корпусе бомбардировщика остались следы былой неисправности – через трещину в патрубке масло под давлением хлестало струёй. Мотор в итоге заклинило, а на одном левом двигателе крылья бомбардировщика не держали высоту. Началось падение.

Думается, в те критические полторы-две минуты лётчики наверняка пытались связаться со своим аэродромом по радио. Но, видимо, у них не оказалось прочной связи, либо они вообще не успели воспользоваться передатчиком.

Одно из крыльев самолёта. За 60 лет на нём не истлела даже краска
Одно из крыльев самолёта. За 60 лет на нём не истлела даже краска

Возник и вопрос: парашют был у каждого из лётчиков, почему они не выбросились? Здесь два варианта – либо самолёту уже не хватало высоты, либо экипаж решил всё-таки удержать планирующий самолёт и посадить его на лесное озеро или лесную залысину. Судя по тому, какими были в 1999-м деревья, проросшие на месте падения СБ-2, скорее всего в 1939-м здесь были болотина и мелкий молодой кустарник.

Из замеров растительности у близкой к обломкам самолёта площади специалисты предположили - до спасительной поляны экипажу оставалось 250 метров. Правда, в таком случае экипажу уже не хватало 5-6 метров высоты. Шасси бомбардировщика зацепили верхушки молоденьких ёлочек и самолёт рухнул в редколесье. Время навсегда замерло на циферблате бортовых часов - 9.23.

Самолёт не взорвался от удара – все, кто осматривал место падения СБ-2, приняли такое заключение единодушно: машина, судя по компактно расположенным обломкам, попросту развалилась на куски. От сильного удара двигатели сорвались с мест. Корпус: хвостовое оперение в отличие от крыльев, разрушилось менее всего, а, краска на фюзеляже и плоскостях за много лет так и не стёрлась.

Экипаж. Командир и штурман, сидевшие в носовой части самолёта, погибли мгновенно - их выбросило из кабины и буквально расплющило. Осмотр их останков показал - каждая кость у лётчиков переломана, порой в нескольких местах. Тело стрелка-радиста, который занимал место в хвостовой части бомбардировщика, поисковики нашли первым. Ещё одного, четвёртого лётчика нашли уже вне кабины, лежащим на спине в пяти мерах от обломков центроплана.

Часть артефактов, которые вынесли поисковики из таёжной чащобы. Сейчас они находятся в экспозиции северодвинского клуба «Эдельвейс»
Часть артефактов, которые вынесли поисковики из таёжной чащобы. Сейчас они находятся в экспозиции северодвинского клуба «Эдельвейс»

Поясним, экипажи бомбардировщиков СБ-2, как правило, состояли из трёх человек, но в том полёте на борту самолёта летел четвёртый – авиатехник звена. После падения машины он сумел выбраться из неё, и какое-то время оставался жив. Об этом свидетельствовали найденные рядом с ним вскрытые ножом консервные банки и надорванные пакеты медицинских бинтов. Осмотр тела лётчика показал: у него сломаны левое плечо, правое бедро и повреждён копчик. До берега Белого моря, если идти строго по-прямой - 22 километра, до ближайшего селения ещё больше. Лётчик был обречён.

Походы, а их было несколько, к месту катастрофы оказались тяжёлыми: поисковикам приходилось преодолевать немалые пространства с таёжными буреломами, топкими болотами, переходить немало речек и ручьёв. При этом туда они шли не налегке, поклажи хватало, поскольку несли к месту работ и снаряжение, и продукты, а также инструментарий: бензопилы, миноискатели, щупы, ручную талёвку. Помощники нашлись. Один из них - охотник Виктор Военов, брат Александра Военова. Обратный путь тоже не выпадал лёгким, ведь надо было нести от места аварии в город свои находки. Во-первых, они помогли бы специалистам разгадать или дать подсказку, а по окончании работ стать экспонатами музея.

Данные самолёта ребята выяснили легко, поскольку уцелела табличка с его заводским номером – 06370. А вот в документах лётчиков не истлела лишь одна фамилия – Кирющенко. Предстояла трудная и кропотливая работа с архивами, а это в большинстве случаев, тем более учитывая срок давности события, требует и внимания, и последовательности, часто терпения. Повезло и с хранителями фондов, проявивших интерес, поскольку бездушных чиновников в архивах, гораздых на отписки, тоже хватает. На случае удачных находок сказалось, что в практике исчезновения самолётов с экипажем факт случившегося фиксируется во многих документах. Тут повезло: нашлись и акт, и ведомость наличия самолётов в лётной части, и исторический формуляр авиаполка со списком потерь, даже кое-какие сведения из технической и частной переписки.

Имена лётчиков на месте захоронения экипажа СБ-2
Имена лётчиков на месте захоронения экипажа СБ-2

Так пропавший без вести на 60 лет экипаж был найден: командир – Георгий Васильевич Каралкин, штурман – Александр Николаевич Сафонов, стрелок-радист Ян Григорьевич Комаричев, авиатехник Сергей Иванович Кирющенко. К слову, их останки участники экспедиции тоже вынесли из тайги на себе. Лётчики с воинскими почестями обрели покой на Вологодском кладбище Архангельска. На их могиле сегодня установлен один из немногих в Архангельской области памятников советско-финской компании 1939-1940 годов (область в те времена считалась прифронтовой полосой).

Осталось назвать тех, кто выполнял наиболее трудную, черновую работу по возвращению исчезнувшего самолёта и его экипажа. Это руководитель северодвинского клуба «Эдельвейс» Николай Корепин, председатель архангельского совета фонда «Поиск» Игорь Ивлев. Непосредственно на месте крушения СБ-2 работали фото- и видеооператоры Анатолий Григорьев, Юрий Максимов, Ольга Нагибина (она также вела архивные поиски), журналист Алексей Сухановский, охотники братья Александр и Виктор Военовы. Финансовую помощь в организации экспедиций оказывали предприниматели Андрей Воронцов и Михаил Кузьмин.

Так в истории «войны незнаменитой» одной загадкой стало меньше, а из списков пропавших без вести возвращены четверо «исчезнувших» героев.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.