часть 3
Притча о злых виноградарях
Иисус сознательно шел на смерть, хорошо понимая, кем Он будет осужден. Именно им, духовным и политическим вождям иудейского народа (первосвященникам, старейшинам и книжникам) Он рассказал в Храме притчу о злых виноградарях:
«И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим» (Мк. 12,1-9).
В этой притче Иисус использует образ виноградника из книги пророка Исайи. Поэтому давайте обратимся к этой книге:
«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» (Ис. 5, 1-6).
Обращаясь к этому известному образу, Иисус актуализирует древнее пророчество, которое было сказано почти за восемь веков до Страстной недели и относилось к совсем иным событиям. Но перед обитателями Палестины I века сразу возникали параллели: виноградник на горе, обнесенный стенами, с башней посреди него — Храмовая гора, стены Иерусалима, Храм. Ученики же Иисуса становятся свидетелями еще одной параллели: бесплодный виноградник — бесплодная смоковница. Следовательно, тема суда, разрушения Иерусалима и Храма звучит также и в этой притче.
Однако, прибегая к известному образу, Иисус дополняет его введением новых персонажей: виноградарей, слуг хозяина виноградника и, главное, сына хозяина виноградника. Как мы уже отмечали, именно виноградарям, т.е. духовным и политическим вождям иудейского народа Иисус рассказывает притчу о том, как они Его убьют, а затем будут сами осуждены хозяином виноградника. И они прекрасно понимают этот намек, но боятся волнений народа и только поэтому сразу же не арестовывают Иисуса.
О чем же еще говорит Иисус в этой притче? Прежде всего, Он называет Себя «сыном хозяина виноградника». В представлении тогдашних Его слушателей Хозяин виноградника — это Сам Господь Бог. Следовательно, Иисус называет Себя «Сыном Божьим». Отметим, что в Евангелии от Марка об этом Он говорит впервые. До этого так Его называли только бесы, которых Он изгонял (например, Мк. 5,7) и запрещал им это разглашать (см. Мк. 3, 11-12). Как понимали тогда это выражение? (Напомню, что представление о Боге Троице — Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе — сложилось гораздо позже евангельских событий и отражает их христианское осмысление.)
Анализ ветхозаветных книг и иных текстов свидетельствует о том, что выражение «сын Божий» сильно менялось на протяжении всего ветхозаветного периода. Ветхому Завету свойственно два основных смысловых значения этого выражения: «сыны Божии» — ангелы (например, книга Иова и книга пророка Даниила), но гораздо чаще «сыны Божии» — это представители богоизбранного народа (см. Исх. 4,22; Втор. 14,1-2; Ис. 45,11; Иер. 31,6; Ос.11,1; многие псалмы). В дальнейшем (например, в книге Премудрости Соломона) проявляется тенденция называть «сынами Божиими» не всех представителей народа Израиля, но лишь праведников. Ко второму толкованию следует добавить интересную вариацию «сын Божий» — «сын Давидов», которая возникает во второй книге Царств (2 Цар. 7,12-14). Затем это толкование становится мессианским, т.е. относящимся к ожидаемому Христу.
А теперь вернемся к притче о злых виноградарях. Обратим внимание на то, что «сын хозяина виноградника» ставит себя существенно выше пророков, которые в притче названы слугами. Что же подразумевает Иисус под выражением «сын хозяина виноградника», если даже такие выдающиеся представители богоизбранного народа, как пророки, поставлены гораздо ниже? Может быть, Он заявляет о Себе как о Христе
— Сыне Давидовом, т.е. потомке царя Давида? Но и это толкование оказывается неполным. Чтобы сделать такой вывод, достаточно внимательно прочитать последующие беседы в Храме, которые заканчиваются именно этим вопросом:
«Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?» (Мк. 12, 35-37).
Здесь Иисус обращается к 109 псалму, в котором говорится о воцарении Христа, сидящего одесную (справа от) Господа Бога. Таким образом, Иисус показывает, что во Христе главное не происхождение от царя Давида, а таинственная близость с Господом Богом! Об этом Он открыто скажет Каиафе на суде: «и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14, 62), — после чего первосвященник раздерет свои одежды в знак услышанного богохульства
продолжение статьи по ссылке
#какчитатьевангелие #евангелиеотмарка