Многие родители уверены, что дети, которые читают при поступлении в первый класс, только теряют время на уроках. Учить заново буквы и проходить уже изученный материал неинтересно. В школе всему научат, в том числе и механике чтения.
И для общей дисциплины в классе читающие дети — проблема. Они отвлекаются и мешают другим детям учиться.
Однако, это совсем не так
Нужно понимать, что в современных реалиях ребенок, пришедший в школу нечитающим, сразу оказывается в числе отстающих. Опыт показывает, что на сегодняшний день программы составлены таким образом, что не учат детей читать с нуля.
Читающие же дети быстро втягиваются в учебный процесс, успевают по всем предметам и быстро выходят в лидеры по успеваемости. Причина такого успеха — простота обучения для них.
Простота состоит из определенных навыков, которые есть у читающих детей:
- Дети с удовольствием показывают имеющиеся знания и стремятся получить похвалу от учителя
- У читающих детей лучше поставлена речь. Они знают больше слов, могут давать развернутые ответы.
- У них есть опыт обучения, они получили его на дошкольном уровне, и поэтому более внимательны и дисциплинированны на уроках.
- Вопросы учителя для них привычны, они не боятся читать вслух перед одноклассниками и тянут руку, желая ответить первыми.
Постепенно, дети привыкают быть активными в обучении, у них вырабатывается положительное отношение к учебе.
По моим наблюдениям, именно так создается ситуация успеха для ребенка в самом начале обучения, которая необходима для мотивации к учебе.
Какой минимум должен быть у ребенка по чтению при поступлении в школу
Существуют негласные нормы по технике чтения (25-35 слов в минуту) для детей.
Кроме того, желательно, чтобы ребенок понимал прочитанное. Таким образом, ребенок должен свободно читать небольшие тексты и понимать смысл прочитанного, т. е. отвечать на вопросы по содержанию текста и делать пересказ.
Ответы на вопросы по тексту развивают концентрацию внимания на прочитанном. Ребенок быстро запоминает, что прочитал, и выполнение задания не вызывает трудностей. Он понимает смысл текста, понимает, что от него требуется и дает правильный ответ.
Пишут читающие дети также лучше. Делают меньше ошибок, срабатывает эффект насмотренности на буквы и слоги.
Задачи по математике даются легче. Срабатывает привычка концентрироваться на смысле текста.
Психологическая составляющая умения читать
Хорошие результаты учебы положительно влияют на психику ребенка.
Он учится с удовольствием и испытывает меньше стресса.
Домашние работы выполняются легко и не отнимают драгоценное время от отдыха и игр, которые необходимы для разрядки после школы и нормального развития ребенка.
Родители, естественно, счастливы и гордятся своим отличником. Хотя, безусловно, необходимо понимать, что оценки - это не главное.
Тем не менее, как ни крути, а умение будущего первоклассника читать дает только плюсы.
С чего начать, если решили научить своего будущего первоклассника читать
Я советую отдать ребенка на подготовительное обучение к педагогу. В центре дополнительного образования, которым я руковожу, занятия проходят в небольших группах, где дети в игровой форме учат сначала слоги, потом слова и постепенно начинают читать.
Если у вас нет возможности для занятий с преподавателем, беритесь за подготовку сами. При использовании современных методик обучения чтению, вы сможете научить ребенка читать и поможете ему перейти в новую школьную жизнь без стресса.
Чтобы сразу выбрать правильный подход к обучению ребенка чтению своими силами, почитайте мои статьи с рекомендациями способов обучения и примерами типичных ошибок родителей. Мой опыт поможет вам разобраться во всех нюансах этого нелегкого дела.
Мои статьи для родителей по самостоятельному обучению ребенка чтению:
Почему ребенок не может научиться читать? 5 ошибок родителей при обучении ребенка чтению.
Заучивание алфавита - основная ошибка родителей в обучении ребенка чтению
Типичная ошибка на этапе чтения слов. Когда ребенку можно переходить на чтение текстов.
Когда ребенок должен начать пересказывать текст? Примеры текстов для первого пересказа и способы их использования
Учим читать без крика. Психологические аспекты в обучении детей чтению.
Если у вас есть вопросы, пишите комментарии, я обязательно отвечу!.