Найти тему

Как разнообразить тему урока "Морфологический разбор" с помощью сторителлинга

Оглавление

Тема "Морфологический разбор" нужная, важная, но не очень интересная. Но даже такую довольно скучную тему можно превратить в увлекательную историю. Рассказываю как.

Вы наверняка знаете, что такое сторителлинг. В переводе с английского это "рассказывание историй". Этот прием, который изначально применялся в маркетинге и рекламе, сейчас активно используется в обучении.

Так вот при помощи сторителлинга превращаем морфологический разбор в увлекательную историю. Приведу пример такой истории на уроке в 5 классе.

Тема

Морфологический разбор имени прилагательного.

План урока

1. Повторим морфологические признаки прилагательного.

2. Познакомимся с планом морфологического разбора имени прилагательного.

3. Научимся выполнять морфологический разбор.

А еще… узнаем одну интересную историю и даже поучаствуем в ней.

Ход урока

Начало истории

Это было в давние времена. Тогда слов было немного и все части речи жили вместе под правлением Королевы Морфологии.

Но со временем слов стало больше. У каждой Части Речи появились свои особенности — морфологические признаки. И стало им в одном замке тесно. Тогда Королева Морфология предложила каждой Части Речи перебраться в отдельный замок.

Начались сборы. Собрались Части Речи в Хранилище, чтобы разделить всё имущество, которое там находилось. Но там царил ужасный беспорядок. Все вещи были свалены в коробки без разбору.

— Надо провести ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ и СОРТИРОВКУ! — приказала Королева Морфология.

Беседа

- Ребята, а вы знаете, что такое инвентаризация и сортировка?

(Ученики предлагают свои варианты ответов).

Толковый словарь

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ — это проверка наличия и состояния имущества, а также его оценка.

СОРТИРОВКА — это распределение, разбор по сортам, качеству, размерам, сходным признакам.

Продолжение истории

И начался процесс. Каждая Часть Речи должна была отобрать из общей кучи то, что принадлежало ей, и привести имущество в порядок.

Первым за дело взялось Имя Прилагательное.

Включение учеников в историю

И в этот момент в историю попадаем мы с вами, чтобы помочь Имени Прилагательному.

Помогите Имени Прилагательному выбрать нужное значение:

признак действия, признак предмета, предмет, действие предмета, число, количество.

Помогите Имени прилагательному выбрать нужные вопросы:

Кто? Чей? Когда? Что делать? Сколько? Где? Что? Какой? Куда? Как? Что сделать? Каков?

Помогите Имени прилагательному выбрать нужные морфологические признаки:

склонение, спряжение, полная и краткая форма, собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, число, род, лицо, вид, время, падеж.

Помогите Имени прилагательному выбрать синтаксическую роль:

подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Продолжение истории

Имя Прилагательное с вашей помощью сумело собрать всё своё имущество и переехало в свой замок. За ним потянулись и его подданные — слова.

Тогда Правитель сразу решил установить порядок в своём замке и выдать каждому подданному ПАСПОРТ. (Мы будем называть его планом морфологического разбора).

И началась ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

Беседа

-Знаете ли вы, ребята, что такое паспорт и идентификация.

(Ответы учеников).

Толковый словарь

ПАСПОРТ — документ, являющийся удостоверением личности и видом на жительство.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это установление полного соответствия предмета или человека определённым признакам.

План морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.

II. Морфологические признаки:

  • начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
  • полная или краткая форма;
  • число;
  • род (в единственном числе);
  • падеж (в полной форме).

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растёт в южных городах. Воздух там так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Цветёт абрикос до распускания листьев. Всё дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы.

Образец № 1

I. Жарких (гор) — прилагательное, признак предмета. Гор (каких?) жарких.

II. Н.ф. — жаркий; в полной форме, мн. числе, род. падеже.

III. Гор (каких?) жарких - определение.

Образец № 2

I. Сух (воздух) — прилагательное, признак предмета. Воздух (каков?) сух.

II. Н.ф. — сухой; в краткой форме, ед. числе, муж. роде.

III. Воздух (каков?) сух.

Практическая работа

А теперь попробуйте сами "выписать паспорта" двум оставшимся прилагательным из текста.

Задание 1

I. Бело-розовой (____________) — _____________, ___________. ____________ (_______?) ____________.

II. Н.ф. — _________________; в ___________ форме, ______числе, _____ роде, _____ падеже.

III. _________ (_________?) _________________.

Задание 2

I. Красивы (____________) — _____________, ___________. ____________ (_______?) ____________.

II. Н.ф. — _________________; в ___________ форме, ______числе, _____ роде, _____ падеже.

III. _________ (_________?) _________________.

Продолжение истории

Представим себе, что все прилагательные паспорта получили. Теперь надо расселить их по домам. Помогите им это сделать. Заселите прилагательные в правильные домики.

Прилагательные:

1.(о) весеннем (дне)

2.(в) глубоком (озере)

3.(на) белую берёзу

4.(звёзды) ярки

5.удивительными (приключениями)

Домики

1. полн. ф., ед. ч., м. р.. предл. пад. (ответ: о весеннем дне)

2. полн. ф., ед. ч., ж. р., вин. пад. (ответ: на белую берёзу)

3. крат. ф., мн. ч. (звезды ярки)

4. полн. ф., ед. ч., ср. р., предл. пад. (в глубоком озере)

5. полн. ф., мн. ч., твор. пад. (удивительными приключениями)

-3

Итог урока

Вы замечательно справились с заданием и помогли Имени Прилагательному вместе с подданными переселиться в замок, а заодно научились делать морфологический разбор слов этой части речи.

В заключение урока поиграем в "Данетку"

Если вы считаете, что утверждение верное, то отвечайте "да". Если думаете, что утверждение неверное, то отвечайте "нет".

1. В этом предложении прилагательное стоит в полной форме единственного числа мужского рода именительного падежа.

Ребята зашли в просторный класс.

2. В этом предложении оба прилагательных стоят в полной форме мужского рода единственного числа.

Лес осенью пуст и печален.

3. В этом предложении прилагательное является сказуемым.

Лай собаки очень громкий.

4. В этом предложении прилагательное стоит в краткой форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.

Ваш совет для меня ценен.

5. Прилагательное «длинные» относится к существительному «ночи».

Летом ночи короткие, а дни длинные.

Рефлексия

Представьте, что гора — это ваш путь к полному пониманию изученной темы. Вершина — это безукоризненное понимание и знание. Флажками на склонах обозначены отрезки пути. На каком из отрезков находитесь вы?

-4

Презентацию и сценарий к уроку можно скачать здесь.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".