Найти в Дзене

Бензиновое неравенство

Колонка для ИнфоТЭК:

"Европейские лидеры за последние несколько недель успели поделиться с гражданами ЕС массой полезных советов. Так, вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек заявил, что езда на личном автомобиле очень вредит экономике, а потому лучше пересесть на велосипеды. При этом европейский рынок лихорадит от высоких цен на энергоносители и неопределенности, которую создают новые санкционные пакеты против России.

Россия «взвинтила» цены Европе и США

Как известно, во всем «виновата» Россия. Она подняла цены на газ и уголь в Европе, взвинтила стоимость моторного топлива в США и ударила инфляцией по всему Западу. Обвинения в манипуляциях рынком «голубого топлива» в адрес нашей страны звучат с сентября прошлого года, а в апреле 2022-го президент США Джозеф Байден публично обвинил российского лидера Владимира Путина в росте цен на территории Соединенных Штатов.

Нельзя не поразиться могуществу Российской Федерации. Но в действительности западные лидеры лишь пытаются переложить проблемы с больной головы на здоровую, чтобы оправдать собственное бездействие и бессилие в текущей ситуации.

А ситуация следующая: в мире царит энергетический кризис. Он начался в середине 2021 года и на первом этапе затронул рынки газа. Следом кризис охватил и угольный сегмент. В течение нескольких месяцев цены на нефть и нефтепродукты оставались островком относительного спокойствия. И даже сейчас, в период обострения, которое вызвано неопределенностью из-за санкционного противостояния Соединенных Штатов и Европы с Россией, мы не наблюдаем столь же стремительных перепадов цен на «черное золото», как на газ или уголь, так как у этого рынка есть эффективный в текущих условиях регулятор – ОПЕК+.

Хотя, конечно же, колебания цен в нефтяном сегменте присутствуют. Как и разного рода попытки повлиять на этот рынок со стороны крупных покупателей. Напомним, что в конце ноября 2021 года Штаты пообещали провести интервенцию на рынке нефти в объеме 50 млн барр. из собственных стратегических запасов. Это должно было сбить цены на «черное золото». За счет этого предполагалось остановить подорожание моторных топлив в США.

Иными словами, рост цен на горючее как в Соединенных Штатах, так и в Евросоюзе начался далеко не в конце февраля 2022 года. Еще во второй половине 2021-го повышение цен на бензин и дизель воспринималось странами Запада как проблема. Но справиться с ней они не могли. В конце февраля, с началом спецоперации на территории Украины, у Европы и США просто появилась удобная отговорка для населения – во всем виновата Россия.

Но население не готово мириться со сложившейся ситуацией из чувства солидарности, поэтому задает неудобные вопросы руководству и участвует в акциях протеста. При этом Штаты и Евросоюз оказались в неравных условиях.

Страдания интервентов

По прогнозу Управления энергетической информации США (EIA), розничные цены на бензин в Соединенных Штатах с апреля по сентябрь составят в среднем $1,01 за литр, а на дизельное топливо – $1,2 за литр. Это самый высокий показатель с лета 2014 года. Кстати, цены на нефть тоже приблизились к значениям 2014 года (с поправкой на инфляцию).

Прогноз выглядит даже оптимистично, учитывая, что по состоянию на 11 апреля средние цены на бензин в США составляют $1,91, а на дизель – $1,33 за литр. По всей видимости, EIA ожидает позитивных изменений на фоне новой интервенции, которую намерены провести Соединенные Штаты на рынке нефти. Так, в конце марта Джозеф Байден объявил, что его страна будет в течение полугода ежедневно вбрасывать на рынок по 1 млн барр. из стратегического резерва. Правильно: если первый раз не получилось, надо просто повторить".

Читать дальше