Сегодня свой 52-й день рождения отмечает знаменитый автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули», он же «Копейка», он же «Единичка» — машина, изменившая отечественный автопром и ставшая родоначальницей семейства вазовской «классики», производство которой прекратилось всего 10 лет назад. В честь знаменательной даты рассказываем про мечту миллионов людей и ее роль в нашей стране.
История создания: из Италии в СССР
В основу «Жигулей» легла совместная работа советских и итальянских инженеров. 16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве, в котором был утвержден проект строительства автозавода и определены модели автомобилей для производства: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), а также и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определен Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Однако во время испытаний на советских полигонах и дорогах у «Фиатов» выявились серьезные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Первые образцы, поступившие в нашу страну в июле 1966 года, рассыпались на дорогах Дмитровского полигона уже через 5 тыс. км. Недовольство советских инженеров вызывали также маленький дорожный просвет и нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Также по итогам испытаний были усилены подвеска и сцепление, изменена карданная передача, доработана коробка передач. Новый двигатель отличался верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндрами, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В итоге в конструкцию Fiat 124 было внесено более 800 больших и маленьких изменений.
Безусловный успех
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, а постоянная работа главного конвейера началась в августе. До конца 1970 года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. На «единичку» устанавливали моторы объемом 1,2 л и 1,3 л. Для нужд спецслужб была выпущена даже опытно-промышленная партия машин с более мощным двигателем, который развивал 120 л.с.
Имя для нового автомобиля выбирали голосованием — победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с Тольятти — городом, где был построен Волжский Автомобильный Завод. Однако для экспортных решений название не подошло: носителям многих языков произнести «Жигули» было непросто. Так появилось второе название вазовских авто — LADA.
Первая партия экспортных автомобилей была отправлена уже в 1971 году в Югославию и другие соцстраны, а также в Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за надежность и низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей — это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР. В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых авто. В 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию «Золотой Меркурий» — на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Вскоре «Лады» появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Швеции, Египта и Нигерии.
Если говорить о статистике внутренних продаж, то цифры поражают: за все время производства (с 1970 по 1988 годы) было выпущено 5 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан. Больше 200 тысяч «копеек» стоит на российском учете и в настоящее время.
Старт производства «Жигулей» изменил жизнь отечественных автомобилистов. Во-первых, до «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. В 1969 году вышел приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Именно ВАЗ первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю», построив по всей стране сеть фирменных СТО. Во-вторых, ВАЗ-2101 был уникален с точки зрения соотношения «цена/качество». «Единичка» на старте продаж стоила даже чуть дешевле «Москвича»-408 и почти в 2 раза дешевле «Волги» — 5 150 рублей. В конце 1970-х цены на автомобили в СССР заметно выросли, но соотношение между марками осталось прежним: по цене престижные и современные «Жигули» были относительно доступны, хотя в очереди за ними, конечно, приходилось стоять годами.
Интересные факты
ВАЗ-2101 быстро стал любим не только обычными водителями, но и спортсменами. Уже в ралли «Тур Европы-73» команда Волжского автозавода, выступая на ВАЗ-2101, завоевала Золотой и Серебряный кубки. Все раллийные победы вазовской команды как внутри страны, так и на международной арене перечислить невозможно. «Копейка» и сегодня с успехом участвует в гонках ретроавтомобилей, а в 2017 году чехи Филип Фогел и Петр Явурек совершили на «копейке» 1975 года выпуска кругосветное путешествие. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров!
Естественно, ВАЗ-2101 много снимался в кино. В любимых всеми «Джентльменах удачи», вышедших на экраны в 1971 году, профессор Мальцев владеет «единичкой» ультрамодного вишневого цвета — видимо, из самых первых партий. Появляется крупным планом «копейка» в таких известных фильмах, как «Спортлото-82», «Воскресный папа», «Зимняя вишня», «Инспектор ГАИ». Причем в последнем показаны необычные модификации: патрульный 21016 и ВАЗ-21013 с элементами тюнинга.
Отдельно отметим необычный фильм «Копейка» Ивана Дыховичного, в котором вокруг вазовского первенца выстроен весь сюжет: за 30 лет ВАЗ-2101 проходит путь от мегапрестижного авто (с машиной мы знакомимся, когда ее презентуют дочери крупного партийного работника) до поражающего своей неубиваемостью ретроавтомобиля. А в 2008 году на мировые экраны вышел блокбастер Тимура Бекмамбетова «Особо опасен», сцену погони с Анжелиной Джоли за рулем «копейки» в котором ни один ценитель истории отечественных авто забыть не сможет никогда.
Поздравляем ВАЗ-2101 с днем рождения, присоединяйтесь в комментариях к поздравлениям и рассказывайте — доводилось ли вам ездить (пассажиром или за рулем) на «копейке», делитесь воспоминаниями и впечатлениями.