За последние два года на рынке ритейла произошли серьезные перемены, а потребительское поведение претерпело изменения. Пандемия привела к резкому сокращению потребительского траффика в физические магазины. Возникли логистические сложности, а инфляция в США достигла максимума за 39 лет. Кроме того, в стране наблюдается ощутимая нехватка кадров в ритейле и секторе услуг. О том, с какими сложностями столкнулся рынок, и какие прогнозы дают ведущие эксперты о развитии американского ритейла, читайте в нашем обзоре.
Нехватка кадров
Ежегодно Национальная федерация розничной торговли США собирает в Нью-Йорке крупную отраслевую выставку NRF Retail’s Big Show. В этом году нехватка рабочей силы обсуждалась на нескольких бизнес-сессиях.
В США эта проблема очень актуальна. По данным новостного канала CNBC, в ноябре 2021 года 4,5 млн человек покинули рабочие места.
В декабре 2021 года Бюро переписи населения США провело опрос 100 млн безработных. Из них:
- 3 млн (3%) сообщили, что не могут работать из-за инфицирования коронавирусом либо из-за необходимости ухода за больным COVID-19.
- 5 млн человек занимаются детьми, которые не ходят в школу из-за частых локдаунов.
- 2,5 млн человек обеспокоены возможностью заражения ковидом.
Но почти 5% (4,8 млн) человек сообщили, что просто «не хотят сейчас работать». Большая часть из них приходится на ритейл и сектор услуг.
Работодатели стремятся привлечь новых сотрудников. Например, Target, Amazon и другие крупные компании объявили о повышении заработной платы своим работникам. Эксперты NRF ожидают рост зарплат во многих отраслях.
Логистические сложности
От нехватки кадров страдают и логистические цепочки – не хватает даже грузчиков и водителей грузового транспорта.
В прошлом году покупатель почувствовал на себе, что такое сложности с логистикой – остановки китайских фабрик и удорожание перевозок осложнили задачу ритейлерам. Даже Рождественский сезон в США начался раньше – в начале ноября.
«В стране нет проблем со спросом. Есть проблемы с предложением. Вовремя обеспечить поставки товаров – настоящий вызов для каждой отрасли», – считает Джон Фернер (John Furner), президент и генеральный директор сети Walmart.
К февралю 2022 года ситуация с поставками в США наладилась. Но началась специальная военная операция РФ на Украине.
Общество потребления не любит конфликты
Ситуация на Украине привела к дополнительному нарушению логистических цепочек, росту затрат на транспортировку, задержкам в поставках.
CNBC сообщает, что ритейлеры уже предупреждают покупателей о негативном влиянии ситуации на Украине на сроки поставок. При этом крупные американские компании, такие как, корпорация PVH (владеет брендами Calvin Klein, Tommy Hilfiger и др.), Nike, H&M, IKEA и другие приостановили работу в России.
Санкции на импорт российских энергоносителей привели к сильному росту цен на газ в США и других странах. Рост цен ощущают не только конечные потребители, но и все звенья логистической цепочки. Растет стоимость всех видов перевозок. По данным Reuters, в марте 2022 года мировые цены на авиатопливо достигли 14-летнего максимума. Это существенный фактор – по данным ассоциации авиаперевозчиков IATA, на авиаперевозки приходится 35% мировой торговли ($6 трлн).
Проблема инфляции
В январе 2022 года на выставке NRF в Нью-Йорке эксперты говорили о том, что американский покупатель находится «в хорошей форме». Однако, по данным Trading Economics, в январе уровень годовой инфляции в США вырос до 7,5%. Это самый высокий показатель с февраля 1982 года. Такая ситуация сложилась из-за высоких цен на энергоносители, нехватки рабочей силы и сбоев в поставках вкупе с высоким потребительским спросом.
В марте Национальная федерация розничной торговли (NRF) опубликовала ежегодный прогноз развития сектора. По мнению Джека Кляйнхенза (Jack Kleinhenz), ведущего экономиста NRF, «домохозяйства в США еще не испытывали такого уровня инфляции, и этот показатель останется высоким и в 2023 году».
Однако общий прогноз довольно хороший: эксперты предполагают сильный рост потребительских расходов в 2022 году. При этом структура потребления может измениться: из-за роста цен покупатель будет больше внимания обращать на самые необходимые товары.
Позитивный прогноз
NRF считает, что в 2022 году можно ожидать рост ритейла от 6% до 8%. По мнению экспертов, рынок ритейла в США превысит $4,86 трлн, впервые за 10 лет. Рост по сравнению с доковидным периодом составит 3,7%. Прогноз не учитывает продажи автосалонов, автозаправок и ресторанов.
В прогноз включены онлайн-продажи. E-commerce вырастет на 11-13% в 2022 году (от $1,17 до $1,19 трлн). Эта цифра сопоставима с 14% в 2021 году, самым высоким показателем за 20 лет.
«NRF ожидает роста продаж в 2022 году, ведь покупатель готов тратить деньги, у него есть ресурсы», – отметил Мэттью Шей (Mattew Shay), президент и генеральный директор NRF.
По мнению эксперта, рост продолжится, несмотря на инфляцию, последствия пандемии и политическую нестабильность.
Вестник лицензионного рынка по материалам License Global
фото: shuttershock, istock