Корнуолл овеян сказками и легендами - это страна великанов и фей, ведьм и волшебников, которые «жили» здесь много веков назад. Одна из легенд повествует о земле Лионесс, которую поглотило море. Лионесс (англ. Lyonesse) - легендарная земля, которая якобы некогда соединяла Корнуолл и острова Силли, своего рода британская версия Атлантиды.
Как гласит легенда, на плодородных долинах Лионесса жил могущественный народ, построивший богатые города, а в них 140 церквей. Рассказывают, что там, где сейчас находится Риф Семи камней, стоял самый большой и богатый, Львиный, город. На вершине самого рифа, как утверждается, располагался то ли королевский замок, похожий на церковь, то ли церковь, похожая на замок, то ли замок, к которому примыкала церковь. В общем жили хорошо, всего было в изобилии и все были счастливы: крестьяне обрабатывали землю, с которой снимали богатые урожаи; рыбаки вдоволь снабжали рынки вкусной рыбой, редчайших ныне пород; пастухи пасли тучные стада; купцы привозили заморские товары и диковинные вещи; храбрые рыцари охраняли границы королевства, а девицы и домохозяйки пряли пряжу, ткали ткани, вышивали серебром да золотом затейливые узоры, при этом пели мелодичные песни и строили глазки благородным рыцарям. Короче средневековая пасторальная идиллия. Но все это исчезло за одну ночь.
Легенды умалчивают в чем провинились Лионессийцы, но преступление их было таким ужасным, что Бог решил покарать нечестивых и стер Лионесс с лица земли. Однажды ночью разразился ужасный шторм, какого никогда не было раньше и не будет позже. Огромные волны обрушились на равнины Лионесса и поглотили все, что не смыли: города, церкви, замки и всех жителей. От королевства и следа не осталось. Более поздние источники даже называют дату этого события: 11 ноября то ли 1089 г., то ли 1099 г.
Если верить легенде, один житель Лионесса все же спасся. Некий Тревельян (или Тревилиан) охотился накануне далеко на окраине королевства. Он уснул под деревом и был разбужен ночью ревом бури. Охотник вскочил на лошадь, по рассказам это обязательно белая лошадь и помчался на восток, к ближайшей возвышенности - нынешним утесам Лендс-Энда. Согласно легенде лошадь Тревельяна потеряла одну подкову, но смогла вынести всадника в безопасное место. Некоторые знатные семьи Пенвита утверждают, что являются прямыми наследниками, чудом спасшегося, Тревельяна и в качестве доказательства демонстрируют фамильные гербы с изображенными на них тремя подковами, как намек на подкову потерянную во время бегства, а на фамильном гербе Тревельянов, получивших фамилию от названия поместья и утверждающих, что тоже являются потомками выжившего Тревельяна, изображена белая лошадь выходящая из моря.
Легенду, о потерянном королевстве Лионесс, местные рыбаки дополняют рассказами о том, что в штиль из под воды можно услышать звон колоколов, а когда вода особенно прозрачна, то и увидеть шпили церквей затопленных городов. Рыбаки также утверждают, что в рыболовные сети иногда попадают вещи, некогда принадлежавшие жителям Лионесса. Легенду и множество историй, со слов местных жителей, в 16 в. записал любитель древностей Уильям Кэмден, который в частности упоминает, что аборигены называли риф Семи камней Городом Львов (Лионесс).
Утверждается, что Лионессом правил король Мелиодас, отец одного из рыцарей Круглого стола короля Артура - Тристана. Тристан находился в изгнании и тоже избежал гибели. Теннисон, в своем цикле “Королевские идиллии”, повествует о последней битве короля Артура с Мордредом, на равнинах Лионесса. Но Теннисон - поэт, к тому же романтик, а поэты, как известно, такие поэты… Собственно Лионесс, а равно и Тристан, в легендах Артуровского цикла, впервые появляются в 12 в. в Бретани. Легенды о короле Артуре, попав во французскую Бретань, обретают здесь самостоятельную жизнь, обрастая новыми подробностями и героями. Слово “Лионесс” (Lyonesse), это английский вариант написания французского “Léoneis” или “Léonois”. В свою очередь “Léoneis” является французской адаптацией топонима “Лотиан” (Lothian) - области в Шотландии, упоминаемой в легендах об Артуре. Во Франции Шотландский Лотиан “разместили” рядом с Корнуоллом, с которым у французской Бретани были тесные и давние связи. Собственно Бретонские менестрели сочиняли рыцарские поэмы, а не исторические хроники и им было, мягко сказать, все равно, где какая область в этой дикой, туманной Британии. В виде рыцарских романов и поэм легенды о короле Артуре возвращаются на родину, где они дополняют местные сказания. В 16 в., в Елизаветинскую эпоху, потерянное королевство из Корнуолльских легенд ассоциируется с Лионессом из легенд Артуровского цикла. Нужно уточнить, что изначально легендарная земля и риф Семи камней, по корнуолльски именовались “Летоусоу” (Lethowsow), что означает “молочный” - над рифом море пенится и имеет белый цвет и король Артур, к затонувшему королевству, не имел никакого отношения.
В мифологии других Бриттов существуют похожие легенды: в Бретани есть предание о затонувшем городе Кер-Ис, причем жителей города также покарал Бог за их грехи, как и жителей Лионесса; существует аналогичная Валлийская легенда о земле Кантре'р-Гваелод или Кантреф-Гваелод (Cantre'r Gwaelod, Cantref Gwaelod), располагавшаяся к западу от Уэльса, на месте залива Кардиган, где, по преданию, тоже из под воды слышен звон колоколов и видны руины зданий. В наше время считается, что все эти легенды и мифы, это уцелевшие в народной среде воспоминания о катастрофических событиях, произошедших тысячи лет назад, когда в результате относительно быстрого подъема уровня моря, в эпоху бронзы, были затоплены низменности на островах Силли и в районе залива Маунтс-Бей.
В 2009-2013 гг. Английское Наследие совместно с Советом Корнуолла организовали изучение прибрежного ландшафта и морской среды в районе островов Силли, получившее название: “проект Lyonesse”. В результате было доказано, что легенда о затонувшем королевстве Лионесс - миф. Никаких следов жизнедеятельности человека, на морском дне между архипелагом и Лендс-Эндом, обнаружено естественно не было. Зато между островами архипелага Силли были найдены остатки строений, могильников и каменных стен, огораживавших поля. Все сооружения датированы эпохой бронзы и более ранних периодов. Таким образом подтвердилась версия, что острова Силли, еще в бронзовом веке, представляли собой единый остров, разделенный на более мелкие острова в результате относительно быстрого повышения уровня моря, вследствие чего, некогда процветающие поселения островов, пришли в упадок.