Мультики хороши как минимум тем, что там можно показать то, что в жизни категорически не существует. Например, вполне себе живые чайники или автомобили. Но, как выяснилось, одушевленные вещи можно увидеть не только в программах для детей. В театре Модерн уже 2 года идет спектакль "Понты", поставленный по сценарию мультфильма Рины Ю. И, знаете, это один из лучших спектаклей, которые я видела за последнее время.
Юрий Грымов намеренно стирает грань между актерами и зрителями, между сценой и зрительным залом почти нет пространства. Просто гаснет свет, рычат моторы и ты оказываешься в темном гараже. Его хозяин, Аркадий, пригласил гитариста, чтобы он сыграл для... Для кого? Ведь тут ни одной живой души, кроме них двоих?
Для кого же организован этот концерт? Для них. Для машин. В основном, это элитные автомобили: Ламборгини, Лексус, БМВ, Бентли, Майбах и так далее. И только бабушка Тойота немного выбивается из общего ряда. Да еще шебутной новичок Хенди, Хендай, явно не из этой компании. Он - простак, по статусу не дотягивающий до этих пафосных машин. Но они принимают его в свой круг, когда выясняется, что проблемы надо решать вместе, сообща.
Так кто же они, герои этого спектакля? Много лет проведя рядом с людьми, эти механизмы стали как будто членами их семей и в конце концов ожили. И они тоскуют. Им холодно и одиноко в темном гараже, они ждут своего человека. Того, кто заберет их отсюда, кто будет о них заботиться... Ничего не напоминает? Это машины или люди грезят о любви и тоскуют по теплу? По форме - это рассказ из жизни автомобилей, да. Но к концу спектакля зрители понимают, что Юрий Грымов рассказывает историю не о тачках, но о нас с вами.
Здесь совершенно потрясающие актерские работы, причем все без исключения. Актерам удалось передать и характер их персонажей, и их характерные черты именно как машин, извините за тавтологию. Бесподобно хороша бабушка Тойота, мудрая и добрая (Анна Каменкова), иначе как "прикольный" нельзя назвать Хендай, персонаж А. Горелова, истеричная Ламборгини (М. Канивец) вызывает раздражение у зрителей в начале и сочувствие в конце спектакля, брутальный Майбах (А. Мирлюнди (Жуков) оказывается вовсе не таким несгибаемым и жестким, как кажется.
Очень интересно сделаны костюмы. Как вы можете убедиться, никаких автомобильных деталей здесь нет. И, тем не менее, мы четко можем опознать все марки машин. Ибо у многих автомобилей есть шильдики и Ирэна Белоусова, художник по костюмам, превратила их в броши, значки, кулоны, пряжки и пр. При этом часто угадывается даже национальная принадлежность. Вот Бентли - явно американец (как выяснилось, фирма английская, но почему-то образ явно намекает на Америку), причем из 1950-х, БМВ - немец строгого дизайна, а Ламборгини - яркая итальяночка.
Я в полном восторге. Удивительно, да? Ну, в конце концов, мне же не 10 лет, чтобы с восторгом на ожившие тачки любоваться. Не десять. Но спектакль настолько хорош, что глаз отвести невозможно.
Автор: Рина Ю
Режиссер-постановщик: Юрий Грымов
Инсценировка: Юрий Грымов, Дмитрий Терехов
Художник-сценограф: Юрий Грымов
Художник по костюмам: Ирэна Белоусова
Художник по гриму: Наталья Тимофеева
Художник по свету: Антон Исаев
Подбор музыки: Юрий Грымов
Песня "Машины": Вячеслав Петкун "Танцы Минус"
Звукорежиссёр: Андрей Лоскутов
Благодарю за приглашение https://vk.com/i.arenkova
и https://vk.com/moskvalublu (https://moskva-lublu.livejournal.com/).
Фотографии Е. Арутюняна и В. Юрокиной с сайтов: https://www.modern-theatre.ru/ и http://teatron-journal.ru/2020/11/27/fotoryad-press-pokaz-modern-grymov-kladbishe/.
Сайты театра:
https://www.youtube.com/channel/UCLGJqlN_9GumwgfGy7YZZpg
Сайт Юрия Грымова:
#moskvalublu #moskva_lublu #театрмодерн
P.S. Изначально спектакль назывался "Кладбище понтов", но потом режиссер изменил название.