Найти тему
Around Art

Московские художники показали свои работы на тематической выставке «Всемирное культурное наследие»

Текст: Галина Мумрикова

Экспозицию разместили в ЦДРИ и, как на многих коллективных выставках, не все работы можно было разглядеть, оценить, проникнуться, хотя бы потому что уж очень «плотно» и высоко висели некоторые картины, а некоторые и вообще оказались в «предбаннике» основного зала. В пресс-релизе было заявлено, что «выставка Московского объединения художников Международного художественного фонда… освещает не только Российские, но и мировые культурные ценности. Здесь найдут своё отражение как объекты ЮНЕСКО, так и другие не менее прекрасные и значимые памятники архитектуры, храмы, природные заповедники, усадьбы…»

Вишневская Елена. Сны о России. 2015. Х/м
Вишневская Елена. Сны о России. 2015. Х/м
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Не могу претендовать на подробный обзор (некоторые работы третьего этажа сфотографировать было просто-таки нереально), а лишь отмечу, что запомнилось, понравилось. Без регалий и внешнего статуса.

«Сны о России» Елены Вишневской. Почти гобелен, почти витраж, почти иконка. Много этого «почти», но в целом некая квинтэссенция России, в истории которой замешано все: от синих куполов церквей до голубых морей и зеленых сказочных лесов. Вообще радует, что художники обращаются к отображению храмов, мимо которых мы порой ходим не замечая их вовсе. И потому по-новому смотришь, например, на церковь иконы Божьей Матери на Большой Ордынке, на знаменитый Покровский собор, просто на безымянный предрассветный храм.

Абрамова Ирина. Храм иконы Божьей Матери. Большая Ордынка. 2021. Х/м
Абрамова Ирина. Храм иконы Божьей Матери. Большая Ордынка. 2021. Х/м
Вихляева Людмила. Юрьев-Польский. Утро. 2007. Х/м
Вихляева Людмила. Юрьев-Польский. Утро. 2007. Х/м
Березина Наталья. Храм на рассвете. 2015. Х/м
Березина Наталья. Храм на рассвете. 2015. Х/м
Лускатова Елена. Тутаев. Казанско-Преображенская церковь. 2018. Картон, масло
Лускатова Елена. Тутаев. Казанско-Преображенская церковь. 2018. Картон, масло
Галий Ирина. Москва. Ночь в Филипповском. 2019. Х/м
Галий Ирина. Москва. Ночь в Филипповском. 2019. Х/м
Дедова Елена. Вечер на Красной площади. 2021. Х/м
Дедова Елена. Вечер на Красной площади. 2021. Х/м
Прошутинская Юлия. Вечер в Коломенском. 2018. Х/м
Прошутинская Юлия. Вечер в Коломенском. 2018. Х/м
Репина Ольга. Александровский сад. 2019. Х/м
Репина Ольга. Александровский сад. 2019. Х/м

По-другому, нежели в жизни, смотрится утренний Юрьев-Польский, потому что художник выбирает ракурс, который наш непросвещенный глаз вряд ли вырвет из контекста. А уж по Филипповскому переулку сколько мы, москвичи, хаживали, но одно дело хаживать, а другое – запечатлеть такой вот ночной стык как бы ушедшего в прошлое уголка старой арбатской Москвы. Они, художники, как раз-таки и приглашают нас в свой ракурс, и мы начинаем видеть их глазами, по-другому ту же Красную площадь, или Коломенское, или всем известный Александровский сад.

Бобылева Виктория. Осенний натюрморт с видом на Нижнюю Масловку. 2021.
Бобылева Виктория. Осенний натюрморт с видом на Нижнюю Масловку. 2021.
Бобылева Виктория. Во дворике. Городок художников на Верхней Масловке. 2021. Х/м
Бобылева Виктория. Во дворике. Городок художников на Верхней Масловке. 2021. Х/м
Гусева Ольга. Верхняя Масловка. 2018, Х/м
Гусева Ольга. Верхняя Масловка. 2018, Х/м

И уж что говорить про столичные Масловки – Нижнюю и Верхнюю – того и гляди их поглотит транспортный «разгуляй» – и мы навсегда потеряем одну их немногих столичных арт-резиденций, откуда вышли известные живописцы и академики.

Коледина Людмила. Белая ночь. Остров Коневец. 2022. Х/м
Коледина Людмила. Белая ночь. Остров Коневец. 2022. Х/м
Коледина Людмила. Иван-чай. 2021. Х/м
Коледина Людмила. Иван-чай. 2021. Х/м
Стрелецкая Ольга. Шаман. 2022. Х/м
Стрелецкая Ольга. Шаман. 2022. Х/м
Захарова Мария. Русский Север. 2020. Х/м
Захарова Мария. Русский Север. 2020. Х/м
Козыменко Галина. Захватит дух, рассвет встречая в горах священного Алтая. 2015. Х/м
Козыменко Галина. Захватит дух, рассвет встречая в горах священного Алтая. 2015. Х/м
Хлыбова Марина. День. Горное селение Ушлури. 2019. Х/м
Хлыбова Марина. День. Горное селение Ушлури. 2019. Х/м
Годына Мария. Будапешт. Мост свободы. 2020. Х/м
Годына Мария. Будапешт. Мост свободы. 2020. Х/м

Или вот Рождество-Богородичный мужской монастырь на острове Коневец – уже бренд, его знают многие паломники, а на полотне Людмилы Колединой пронзительная белая ночь со всеми вытекающими. На картине Марины Хлыбовой, которая еще и член Русского географического общества, мы видим самое высокое село не только в Сванетии, но и во всей горной Европе. Основные темы в творчестве Галины Козыменко – пейзажи Байкала, Алтая и других живописных мест с сильной энергетикой. И по-строгановски монументален зеленый мост Свободы на полотне Марии Годыны.

Ованесов Владислав. Армянский композитор Комитас. 2020. Х/м
Ованесов Владислав. Армянский композитор Комитас. 2020. Х/м
Вяземская Екатерина. Дама и марионетка. 2015. Х/м
Вяземская Екатерина. Дама и марионетка. 2015. Х/м
Блюменталь Юлия. Балет. 2022. Х/м
Блюменталь Юлия. Балет. 2022. Х/м

Впечатляет портрет уроженца Эчмиадзина армянского композитора Комитаса, выполненный Владиславом Ованесовым. И романтически экспрессивно полотно Екатерины Вяземской «Дама и марионетка». А вот Юлия Блюменталь свой «Балет» поместила в качестве заставки «В контакте», приглашая в созданную ею Студию живописи.

Романенко Ирина. Дети-ангелы. Х/м
Романенко Ирина. Дети-ангелы. Х/м
Белякова Лидия. Этрусская ваза. 2010. Бумага, акварель
Белякова Лидия. Этрусская ваза. 2010. Бумага, акварель
Белякова Лидия. Этрусская ваза. 2005. Бумага, акварель
Белякова Лидия. Этрусская ваза. 2005. Бумага, акварель

Про свою технику художник Лидия Белякова сказала так: «Мне хотелось передать материальность и пластичность предметов, поэтому я заинтересовалась плотной и многослойной акварелью по сухой бумаге и решила воспользоваться ей в своих современных работах. В этой технике расчет идет на прозрачность краски, когда один цвет просвечивает из-под другого, создавая новый оттенок, игру цветовых нюансов». Триптих «Этрусская ваза» посвящен исчезнувшей цивилизации этрусков, не устоявшей перед мощью Рима. Хотя у нас само название больше ассоциируется с небезызвестной новеллой Мериме «Этрусская ваза». И вот такие земные радости древних этрусков, какими они представились художнику, и запечатлела Лидия Белякова.

Озерная Наталья. Пушкин в Михайловском. 2018. Гобелен
Озерная Наталья. Пушкин в Михайловском. 2018. Гобелен

Ну, а про гобелены Натальи Озерной можно складывать поэмы. Она всегда в своих работах создает образ. Так и здесь: высокий Пушкин и маленькая Арина Родионовна (в жизни она была даже выше его). Но ведь дело не в росте, а в том, что поэт взял у своей няни то самое «веретено сказки» и возвысил свою сказительницу, себя и все русское.

Живопись – это всегда некий сон: о том, что было, что могло бы быть, но не сбылось, о том, что будет. А что будет?..

#искусство#изобразительное искусство#

живопись#ЦДРИ#международный

художественный фонд#выставки#всемирное культурное

наследие