Текст: Галина Мумрикова
Экспозицию разместили в ЦДРИ и, как на многих коллективных выставках, не все работы можно было разглядеть, оценить, проникнуться, хотя бы потому что уж очень «плотно» и высоко висели некоторые картины, а некоторые и вообще оказались в «предбаннике» основного зала. В пресс-релизе было заявлено, что «выставка Московского объединения художников Международного художественного фонда… освещает не только Российские, но и мировые культурные ценности. Здесь найдут своё отражение как объекты ЮНЕСКО, так и другие не менее прекрасные и значимые памятники архитектуры, храмы, природные заповедники, усадьбы…»
Не могу претендовать на подробный обзор (некоторые работы третьего этажа сфотографировать было просто-таки нереально), а лишь отмечу, что запомнилось, понравилось. Без регалий и внешнего статуса.
«Сны о России» Елены Вишневской. Почти гобелен, почти витраж, почти иконка. Много этого «почти», но в целом некая квинтэссенция России, в истории которой замешано все: от синих куполов церквей до голубых морей и зеленых сказочных лесов. Вообще радует, что художники обращаются к отображению храмов, мимо которых мы порой ходим не замечая их вовсе. И потому по-новому смотришь, например, на церковь иконы Божьей Матери на Большой Ордынке, на знаменитый Покровский собор, просто на безымянный предрассветный храм.
По-другому, нежели в жизни, смотрится утренний Юрьев-Польский, потому что художник выбирает ракурс, который наш непросвещенный глаз вряд ли вырвет из контекста. А уж по Филипповскому переулку сколько мы, москвичи, хаживали, но одно дело хаживать, а другое – запечатлеть такой вот ночной стык как бы ушедшего в прошлое уголка старой арбатской Москвы. Они, художники, как раз-таки и приглашают нас в свой ракурс, и мы начинаем видеть их глазами, по-другому ту же Красную площадь, или Коломенское, или всем известный Александровский сад.
И уж что говорить про столичные Масловки – Нижнюю и Верхнюю – того и гляди их поглотит транспортный «разгуляй» – и мы навсегда потеряем одну их немногих столичных арт-резиденций, откуда вышли известные живописцы и академики.
Или вот Рождество-Богородичный мужской монастырь на острове Коневец – уже бренд, его знают многие паломники, а на полотне Людмилы Колединой пронзительная белая ночь со всеми вытекающими. На картине Марины Хлыбовой, которая еще и член Русского географического общества, мы видим самое высокое село не только в Сванетии, но и во всей горной Европе. Основные темы в творчестве Галины Козыменко – пейзажи Байкала, Алтая и других живописных мест с сильной энергетикой. И по-строгановски монументален зеленый мост Свободы на полотне Марии Годыны.
Впечатляет портрет уроженца Эчмиадзина армянского композитора Комитаса, выполненный Владиславом Ованесовым. И романтически экспрессивно полотно Екатерины Вяземской «Дама и марионетка». А вот Юлия Блюменталь свой «Балет» поместила в качестве заставки «В контакте», приглашая в созданную ею Студию живописи.
Про свою технику художник Лидия Белякова сказала так: «Мне хотелось передать материальность и пластичность предметов, поэтому я заинтересовалась плотной и многослойной акварелью по сухой бумаге и решила воспользоваться ей в своих современных работах. В этой технике расчет идет на прозрачность краски, когда один цвет просвечивает из-под другого, создавая новый оттенок, игру цветовых нюансов». Триптих «Этрусская ваза» посвящен исчезнувшей цивилизации этрусков, не устоявшей перед мощью Рима. Хотя у нас само название больше ассоциируется с небезызвестной новеллой Мериме «Этрусская ваза». И вот такие земные радости древних этрусков, какими они представились художнику, и запечатлела Лидия Белякова.
Ну, а про гобелены Натальи Озерной можно складывать поэмы. Она всегда в своих работах создает образ. Так и здесь: высокий Пушкин и маленькая Арина Родионовна (в жизни она была даже выше его). Но ведь дело не в росте, а в том, что поэт взял у своей няни то самое «веретено сказки» и возвысил свою сказительницу, себя и все русское.
Живопись – это всегда некий сон: о том, что было, что могло бы быть, но не сбылось, о том, что будет. А что будет?..
#искусство#изобразительное искусство#
живопись#ЦДРИ#международный
художественный фонд#выставки#всемирное культурное
наследие