УЧАСТИЕ К ТОМУ, ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ДРУГИМИ.
«НЕ ОТ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ МЯСНИКА ПОЛУЧАЕМ МЫ СВОЙ ОБЕД».
СЕНТЕНЦИЯ О «ПОСЛЕДНЕМ КУПЦЕ».
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ. ИДЁМ ДАЛЬШЕ.
Этого невозможно понять, если не обратиться к его предыдущей большой работе – «Теории нравственных чувств», с которой мы успели немного познакомиться.
Снова открываем книгу. Показательны уже самые первые строки.
Смит пишет:
«Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем».
стр. 31 «Нравственные Чувства»
Далее Смит подробно раскрывает тезис о том, что людям свойственно «участие к тому, что случается с другими». И проходится по эгоистам. Ещё несколько цитат:
«Напротив, мы презираем эгоиста, очерствелая душа которого занята исключительно только собой и относится бесстрастно как к счастью, так и к несчастью своих ближних».
стр. 44 там же
«… ограничивать насколько возможно личный эгоизм и отдаваться снисходительной симпатии к другим представляет высшую степень нравственного совершенства, на какую только способна человеческая природа. Только таким путем мы можем достигнуть того господства согласия в чувствованиях людей, при котором страсти наши оказываются законными и приносят нам счастье».
стр. 45 там же
Т.е. с одной стороны, в книге «Богатство народов» Смит призывает нас обращаться к эгоизму других людей, когда хотим получить от них что-то.
Помните?
«Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах».
С другой – утверждает, что в самом эгоистичном эгоисте заложено участие к тому, что происходит с другими людьми.
Как это? Почему он так считает?
Не потому ли, что первую книгу писал молодой Смит, в вторую – мужчина в возрасте, без юношеской романтики, без иллюзий?
А вот и нет!
Вспомним, «Нравственные чувства» переиздавались при жизни Смита шесть раз. И он регулярно вносил туда свои правки, переосмысливая написанное. Так же, как и при переиздании «Богатства народов». Последние правки в «Нравственные чувства» Смит вносил за несколько недель до своей кончины.
Для него обе эти работы были одинаково важны и актуальны.
Получается так.
Если основная идея «Богатства народов»
- народ достигает богатства при свободном рынке (ведь у человека есть «склонность к обмену», т.к. он существо – коллективное),
то основная идея «Нравственных чувств»
- без чувства симпатии друг к другу, без понимания, что чувствует другой человек, как он живёт, чем озабочен, без этого всего общество рассыпается и приходит в упадок. (Человек – существо коллективное, поэтому «общество не может существовать долго, если люди в нём готовы нанести обиду или вред»).
Ещё цитата:
«Из сказанного вытекает, что страсти, имеющие предметом личные выгоды, занимают в некотором роде середину между общественными и антиобщественными страстями. Преследование личных целей при обычных обстоятельствах должно определяться скорее общими правилами нравственности, чем нашим пристрастием к самой цели; но если бы мы не выказывали особенного рвения для достижения этих целей при чрезвычайных обстоятельствах, то показались бы бесчувственными, презренными или смешными. Самый последний купец унизил бы себя в глазах своих товарищей, если бы выказывал беспокойство или принимал меры, чтобы получить или не потерять шиллинга. Даже если бы он и находился в нужде, он не должен был бы обращать внимания на такую мелочь, по крайней мере это не должно проявляться в его поведении. Положение его может, правда, требовать строгой бережливости и большой внимательности, но при побуждениях как первой, так и второй он должен иметь в виду скорее то, что строго предписывается правилами нравственности, нежели стараться получить такой-то барыш или избежать такого-то убытка».
Стр. 174 «Нравственные чувства»
Для тех, кто пропускает мелкие буквы.
Самый последний купец, даже находящийся в нужде, в первую очередь должен поступать нравственно, а уж потом думать о барышах и убытках. ИНАЧЕ ОН УНИЗИТ СЕБЯ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ КУПЦОВ!
Почему от Смита оставили только мантру про эгоизм булочника и невидимую руку, которая приведёт ко всеобщему благу?
И почему другие цитаты совсем потерялись у экономистов?
Почему никто не цитирует «последнего купца»?
Почему фундаментом рыночной экономики не стала максима
«Поступай нравственно, а уж потом думай о барышах и убытках»?
Это ведь тоже закон общества свободного рынка. Тоже по Адаму Смиту.
Как в детективах, будем искать, кому это выгодно.
Если идеи, изложенные в этих книгах, как кальку наложить друг на друга, то проявляется следующее:
«нравственное чувство» как раз и является тем ограничителем, или тем конденсатором, который не даёт рыночной «схеме» самовозбуждаться и позволяет работать устойчиво.
Во времена Смита, похоже, такие ограничения, такие «чувства», заложенные в систему, были намного сильнее, прочнее. Настолько, что отклонения в этих чувствах Смит считал «пренебрежительно малой величиной».
Так ли это? Не наши ли это фантазии?
Куда сегодня направляет нас «невидимая рука»? Ведь носки рвутся, автомобили ломаются, дети толстеют! Я туда точно не хочу! И снова в очередь за молоком – тоже не хочу!
Может за прошедшие века просто сменились «нравственные чувства», поэтому?
Или «Рынок» Адама Смита – такая же утопия, как «Город Солнца» Томаса Мора?
Или схема ещё чего-то не учитывает? Или разброс параметров слишком большой?
«Исследование о природе и причинах богатства народов» – очень объёмный труд. В этой книге Смит также рассуждает об идейных различиях меркантилистов и физиократов, о применениях капитала, о доходах и расходах государства, об общественных работах и учреждениях, необходимых для поощрения отдельных отраслей торговли, о причинах, побуждающих к учреждению новых колоний, об ограничении монополий, о налогах на прибыль с отдельных промыслов, о государственных долгах, и ещё много-много-много о чём.
Но для нашего исследования – «Почему носки рвутся…» – мы уже достаточно информации почерпнули у классика. Двинемся дальше.
_________________
ВЫВОДЫ
ПЕРВОЕ.
В теории рынок – красивая, правильная система, которая побуждает участников (агентов рынка) действовать таким образом,
что заботясь лишь о своём собственном благе (прибыли),
они приносят всем другим пользу.
ВТОРОЕ.
При описании рыночного механизма Адам Смит не стал рассматривать, как этот механизм будет работать при значительном изменении внешней среды и увеличении разброса параметров: при жёсткой конкуренции, невозможности определить качество товара, появлении нового ассортимента и т.д.
ТРЕТЬЕ.
Мы выяснили, что Адам Смит имел ввиду, что
участники (агенты) рынка имеют серьёзные моральные ограничения («нравственные чувства»), которые также влияют на работу системы и не позволяют ей «разбалансироваться».
Но действительно ли нужны какие-то моральные ограничения? Может, схему можно подкорректировать, чтобы «невидимая рука рынка» работала в одиночку, без «невидимой руки нравственных чувств»?
И в конце концов, мы познакомились только лишь с одним Адамом Смитом, только с его взглядами на моральное и экономическое устройство общества того времени. Ведь понятно, что каждый автор излагает свой взгляд на мир из своей картины мира. (Я тоже, кстати – излагаю из своей картины мира. А читатель воспринимает – из своей. :)
Может, всё работает не совсем так? Или совсем не так?
Давайте разбираться дальше.
Мы познакомились с основоположником политэкономии. (С одним из основоположников, если быть корректным.)
Увидели, что с его точки зрения принятые в обществе ценности и групповые нормы играют важную роль в экономике. Религия и социальные взаимосвязи делают эти нормы настолько стабильными, что отклонения от них Адам Смит называл «пренебрежительно малой величиной».
Теперь перейдём к основоположнику социологии. (К одному из основоположников, если быть корректным.)
И посмотрим, как работает экономика из его картины мира.
А поможет нам в этом – хорошо всем известный изобретатель молниеотвода и чудо-печки.
<<Ранее | Далее>>
Оглавление
#адам смит #рыночная экономика #история экономики #мораль и нравственность