Как друзья в Украине превращаются в отягчающие обстоятельства, где проходит граница между акционизмом и фейком и почему добрые люди не ждут доброты от мира.
31-го марта Саша Скочиленко – художница, музыкант и экс-сотрудница питерского издания «Бумага» (сайт заблокирован в России) – заменила 4 ценника в магазине «Перекресток» на антивоенные стикеры. За это она может сесть в тюрьму на срок от 5 до 10 лет: ее обвинили в фейках о российской армии и арестовали до 1-го июня.
Судья Елена Леонова, ранее известная тем, что оправдывала участников митингов, объявила, что Саша совершила «тяжкое деяние против общественной безопасности», а по разряду отягчающих обстоятельств проходят «сестра во Франции» и «друзья в Украине».
По информации следствия, на девушку пожаловалась пожилая покупательница, которая сразу из магазина отправилась в прокуратуру и в полицию.
«Самостоятельно оперативники меня выследить не смогли, хоть я никуда и не скрывалась, — написала Саша Скочиленко в письме из СИЗО. — Но зато они пришли к моему хорошему другу детства и при помощи давления и шантажа не только заставили его меня предать и против меня свидетельствовать, но и содействовать моему задержанию. В то утро я проснулась от звонка N, который сказал, что к нему пришли с обыском, позже он сообщил, что сотрудники полиции ушли и были по другому делу, попросил меня срочно приехать и поддержать его. Я поехала, не раздумывая, — ведь это мой друг — и около его дома меня ждала облава».
Девушка говорит, что день, проведенный с оперативниками и следователями, был ужаснее, чем все дни, проведенные в тюрьме: «Они говорили мне отвратительные вещи, стебали, унижали и травили меня». Даже в тюрьме отношение было человечнее: «Все мои тюремщики были крайне вежливы и даже добры со мной». Саша замечает, что тем не менее, каждый из тех, кто участвует в ее деле на этапе суда и следствия, говорил ей: «Мы ничего не можем изменить, мы просто делаем свою работу, это приказ сверху».
Приговор может стать для Саши смертельным, потому что она болеет целиакией. «Это генетическая непереносимость глютена, — пишет ее коллега Кирилл Артеменко — Если она будет употреблять продукты с глютеном, у нее может развиться онкологическое заболевание».
Несмотря на то, что в СИЗО соблюдение такой диеты невозможно, суд отказал оставить Сашу Скочиленко под домашним арестом.
Кирилл пишет о Саше, что она «запредельно добрая» и что она, «как и все подлинно добрые люди, никогда и не ждала никакой доброты от мира в ответ».
Большой материал о Саше публикует издание «Бумага» (сайт заблокирован в России).
Петицию в защиту Саши Скочиленко подписали уже 63 тысяч человек.