Найти тему

Просто о конкурентном рынке

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы поговорим о конкуренции в условиях рыночной экономики.

Что такое рынок?

Рынок (не овощной или строительный, а как понятие из экономики) - это все продавцы, все покупатели и объединяющие их связи.

Главная цель продавца - продать свой товар как можно больше и выгоднее.

Главная цель покупателя - купить то, что он хочет как можно дешевле.

Главная «фишка» рыночной экономики – спрос, предложение и цена регулируются стихийно, самостоятельно. Не государство, а продавцы и покупатели сами решают, сколько, что и в каких количествах производить.

Конкуренция

Вспомним морковного магната Анатолия.

Представьте, что два года назад он вложил в свое дело душу и средства, и все лето поставлял на прилавки сочную крупную морковь. Т.к. он был новичком, то цену устанавливал невысокую. Её быстро раскупали, и он заработал себе "имя" - его продукцию любят и уважают.

Качественная морковка по доступной цене -> покупатели довольны -> покупают много, Анатолий богатеет
Качественная морковка по доступной цене -> покупатели довольны -> покупают много, Анатолий богатеет

А в прошлом сезоне он решил заработать побольше, и для этого стал закупать меньше удобрений, сократил количество рабочих, а морковь велел собирать раньше, чтобы быстрее освобождает места под новые посадки.

В итоге вся морковка получилась мелкая, неспелая, не сладкая. А цену он на неё поставил в полтора раза выше, чем в прошлом году, пользуясь свои именем.

Некачественная морковка по завышенной цене -> покупатели недовольны -> покупают у других продавцов, Анатолий несет убытки
Некачественная морковка по завышенной цене -> покупатели недовольны -> покупают у других продавцов, Анатолий несет убытки

Тогда покупатели ушли от него, и стали покупать морковь у его конкурентов – более вкусную и по низкой цене. Теперь Анатолий пересмотрит свою политику, и в этом году будет стремиться вернуть прежнее качество товара, а цену придётся снизить.

Вот какое правило понял Анатолий:

«Ты не можешь "задрать" цену и продавать не качественный товар, в который почти не вложился, если на рынке есть продавцы, которые предложат лучший товар по более низкой цене».

Поэтому вот зачем нужна здоровая конкуренция:

  • Чтобы продавцы не устанавливали слишком высоких цен;
  • Чтобы продавцы стремились улучшать качество своей продукции.

Есть методы нездоровой конкуренции. Например, шантаж или распространение ложной информации и заказных плохих отзывов о конкуренте. За это придётся нести ответственность по закону.

Есть и методы, не нарушающие закон, о которых я расскажу в другой статье, чтобы вы знали, с какими пакостями иногда приходится бороться продавцам.

#простообэкономике