Провели опрос в Telegram о том, что такое сегодня образование - услуга или благо. Больше половины респондентов согласились, что все-таки благо. Еще 21% предположили, что это "что-то другое". Приведу изначальный текст и порассуждаю, а чем еще можно считать и называть образование.
«Единая Россия» предложила исключить из закона об образовании термин «образовательная услуга», чтобы повысить престиж педагога. Многие обрадовались, но нашлись и противники лингвистической казуистики — не слова надо менять, а условия труда. С этим не поспоришь, конечно, но иногда можно и правда начать с языка.
В интернете уже давно гуляют картинки в формате «раньше — сейчас», где учителя двадцать лет назад строго вопрошают родителей, почему ребенок плохо учится, а сегодня — над душой учителя стоят родители с тем же вопросом. В сети также есть много историй о том, как родители «качают права», если учитель предъявляет претензии к успеваемости или отсутствию знаний. «Так я его и отправил в школу, чтобы он у вас узнал», — иронизируют отцы, видимо, вспоминая свои не очень счастливые годы.
Получается, что школы и вузы в восприятии людей сузились до понимания их как места, где оказывается «образовательная услуга». Она действительно присутствует в отношениях учебного заведения и учащихся, но это далеко не всё, что дает человеку школа или университет. Исторически обучение было почти синонимом воспитания. Ребенку/молодому человеку в идеале дают не только знания, но ответы на вопросы о жизни, пространство для первого взаимодействия с другими людьми, комфортную среду для роста и развития. В идеале, потому что основные противоречия возникают как раз по поводу этого тезиса: одни считают, что школа/вуз должны сделать человека человеком (взрослым, сознательным), другие — дать ему профессию и обеспечить рабочим местом. Почему это противоречит друг другу — не очень ясно.
Возможно, инициаторы языковых изменений в законе как раз хотят лишить слово «услуга» доминирующего положения в разговорах о современном образовании. Не знаю, на что его заменят, но это могло бы быть слово «благо». Образование и воспитание — это действительно общественное благо, а в юриспруденции такой термин уже существует. И вот после этого можно начинать дискуссии, насколько образовательные учреждения способы это благо формировать и передавать через поколения. До этого педагог может считаться просто менеджером образовательного сервиса.
Если не благо и не услуга, то что еще?
1. Отмирающая формальность.
Институциализированное образование может быть заменено на семейное, дистанционное, какое угодно еще при желании. Все чаще работодатель смотрит не на диплом, а в портфолио.
2. Чемодан без ручки.
Образование вроде нужно и важно, но не очень понятно, что с ним делать: специальность может быть не востребована, вложения в образование долго возвращаются в виде дохода, после учебы нужно сразу же актуализировать знания.
3. Этап взросления и социализации.
В конце концов образование должно быть не только про знания и навыки, а про ответы на вопросы, что такое жизнь и как в ней жить. Человек с образованием может определить свое место и назначение в обществе, принести ему и себе пользу, создать другие блага на основе полученного образования.
А как бы вы назвали образование в законе?