Все исполнители ГОЗ, включая головных исполнителей и исполнителей, которые находятся с ними в кооперации, обязаны вести раздельный учёт затрат. Это значит, что финансовые результаты по каждому контракту следует регистрировать отдельно. При этом нужно придерживаться ряда правил. Рассказываем, как вести раздельный учёт по гособоронзаказу в 2022 году.
Что нужно знать о раздельном учете результатов ФХД
Оплата за исполнение госконтракта от заказчика поступает на специальный отдельный счёт. Чтобы его открыть, головному исполнителю (исполнителю) нужно обратиться в территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК).
Порядок ведения раздельного учёта затрат по ГОЗ следует закрепить в учётной политике организации и произвести аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухгалтерском учёте. В целом, по новым правилам, раздельный учёт затрат и формирование результатов по ГОЗ аналогичен правилам для других получателей целевых средств.
Для ведения бухучёта по ГОЗ можно воспользоваться алгоритмом:
1. Откройте специальный счёт в Федеральном казначействе
2. Пропишите метод раздельного учёта в учётной политике организации
3. Проведите аналитику расходов по статьям затрат.
4. Сгруппируйте фактические издержки на исполнение госконтракта на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включите в себестоимость.
5. Распределите накладные расходы в соответствии со сроками исполнения контракта.
6. Структурируйте фактические затраты на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
7. Подготовьте первичную документацию.
8. Предоставьте первичные документы и информационную справку в органы Федерального казначейства для подтверждения.
Будьте готовы к проверке органами Федерального казначейства. Лишь при условии её успешного прохождения платёж с лицевого счёта одобрят и пропустят.
Как вести раздельный учет в 2022 году
Новый порядок ведения раздельного учёт в 2022 году утверждён приказом Минфина РФ №210н от 10 декабря 2021 года. Общие правила соответствуют Федеральному закону № 390-ФЗ от 06 декабря 2021 года «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 гг.».
Раздельный учёт следует применять для:
- доходов;
- расходов;
- активов;
- обязательств;
- других объектов учета.
Каждый госконтракт, соглашение, договор о капвложениях или о проведении капремонта, контракт по ГОЗ подлежит бухгалтерскому учёту. Он проводится по правилам, предусмотренным учётной политикой организации, а также приказом Минфина РФ № 102н.
При проведении раздельного учёта результатов ФХД также следует руководствоваться Федеральным законом № 275-ФЗ и постановлением Правительства № 47 от 19.01.1998.
Фактические затраты нужно сгруппировать в аналитических регистрах – карточке затрат по калькуляционным статьям, в ведомости затрат и т.д.
Накладные расходы следует включить в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределить пропорционально срокам исполнения госконтракта.
Первичные и сводные документы являются основанием для фиксации операций. В них нужно указать основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. Для приемки изделий следует оформить приходный ордер и иной акт приемки материальных ценностей.
Согласно действующему порядку ведения раздельного учёта по ГОЗ, следует сформировать пакет документов, включающий:
- бухгалтерскую справку по форме ОКУД 0504833;
- выписку из регистров аналитического учета;
- расчет суммы накладных расходов;
- структуру цены — расходную декларацию, ресурсную расходную декларацию;
- копии первичных (сводных) учётных документов.
Расходная декларация подписывается руководителем получателя целевых средств или иным уполномоченным лицом с указанием ФИО, должности и даты составления.
Исполнитель должен предоставить пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического учёта. После окончания проверки получатель обязан направить в Федеральное казначейство платёжные документы и подписанную расходную декларацию.
Когда нужно вести раздельный учёт
При казначейском сопровождении целевых средств организации должны вести регистрацию результатов ФХД по каждому госконтракту.
Следует прописать обязанность юрлица:
- вести раздельный учёт результатов ФХД;
- определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ;
- распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса.
Это делается в отношении:
- государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
- контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Головной исполнитель и исполнитель по каждому государственному договору (контракту) обязаны вести отдельный бухучёт результатов ФХД и распределять накладные расходы по госконтракту и договору пропорционально срокам его исполнения.
К каждому госконтракту необходимо оформить:
- расчет суммы накладных расходов (приложение № 1 к приказу № 210н).
- структуру цены — расходная декларация (приложение № 2 к приказу № 210н).
- выписку из регистров аналитического учета (приложение № 4 к приказу № 210н).
Когда не нужно вести учёт
Правила постановления Правительства № 47 не применяются, если организация, осуществляет ведение раздельного учёта результатов ФХД в порядке, установленном Минфином РФ, при использовании полученных ей на основании госконтракта (договора) средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ, до полного исполнения государственного контракта (договора).
Казначейское сопровождение в ГОЗ: особенности 2022
Средства, выделенные на исполнение контрактов по ГОЗ, отслеживаются Федеральным казначейством. Работу с ним ведут все заказчики и исполнители гособоронзаказа.
Казначейскому сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчётах по госконтрактам, заключённым:
- головным исполнителем с исполнителями;
- между исполнителями.
Исключение - госконтракты, заключённые Мионобороны РФ.
Обратите внимание на общие правила казначейского сопровождения в 2022 году:
Полномочия ТОФК. Территориальный орган Федерального казначейства сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, заключённые для исполнения основного контракта по ГОЗ (с соисполнителями). Все финансовые операции проводятся на специальных счетах.
Уникальный идентификатор для каждого госконтракта (ИГК). ИГК указывают в платёжных и расчётных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов с ТОФК. При открытии лицевого счёта Федеральное казначейство в течение двух рабочих дней проверяет головного исполнителя (исполнителя). Счёт открывается в том случае, если проверка успешно пройдена. Вся информация о проведении такой процедуры передаётся в Федеральную службу по финмониторингу.
Режим лицевого счёта для участников казначейского сопровождения. Такой режим подразумевает проведение финансовых операций по идентификатору госконтракта (ИГК).
Правила пользования целевыми средствами, приостановления операций и санкционирования расходов остались прежними.
Читайте также: Что нужно знать о закупках в условиях санкций - 8 ответов для заказчиков.