Найти тему
Торжество православия

Можно ли молиться лежа или сидя?

Что важно в молитве? Наша собранность. Можно, конечно, молиться и сидя и лежа, только на качество молитвы это все-равно будет влиять. Конечно, если человек болеет, то ему положено даже сидеть, а иногда лежать. Но человеку здоровому крепкому, это хочется сказать, недопустимо. Одно дело – болезнь, которая не позволяет сделать больше, чем хочется, но другое – когда человека одолевает лень, суетность, праздность. В таком случае ему подойдет молитва, предложенная игуменом Никоном (Воробьевым), особенно в те минуты, когда тяжело. В такие минуты важно от всего сердца сказать эту молитву, текст которой находится здесь: https://t.me/molitvaikona/5659. Повторяете эти слова много раз, пока скорбь не утихнет. Она обязательно утихнет, если от сердца будете произносить.

Сидя можно читать Псалтырь, Евангелие, но лучше для Господа, если есть силы, то пострадать за него, разделить с ним Его участь, делать это все же стоя. Тело и душа они неразрывны, а значит участвует в молитве несомненно и наши телесные силы. Человек как бы весь собирается в молитве, он трудится, неважно ради просимого для себя, ближнего или для Бога. И Господь видя это, дает по его делам, по стремлению, силам.

Потому молитву совершать желательно стоя или сидя, но никак не лёжа. Лёжа, когда уже совсем нет сил, или человек прикован к постели. И не только молитвы, но и всякого другого дела (читать лёжа, например, не рекомендуется).

Как напоминает нам настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков): " Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся".

-2

Если сложно так делать и на душе тяжело, то стоит обратится к молитве о душевном покое. Походите и читайте этот текст: https://t.me/molitvaikona/5649.

Мы не можем не помнить, что человек- -существо повторю и духовное, и телесное одновременно, а значит в молитве участвует дух и не может не участвовать тело. И устав Церкви говорит нам когда и как что делать. Но не потому, что Бог накажет нас за неточность, если не встанем или сядем, а потому что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться. Мысли рассеиваются и уже нет той собранности, которая позволяет молитве быть чистой, сосредоточенной.

Молитва просто не может быть не бывает без труда для тела, просто не должна. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям. Ведь чем нехороши лавочки в католической церкви. Там, где так, человек не может все силы прикладывать к молитвенное прошение. Он может думать о том, что ему больше приятно. Хоть и казалось бы, что все силы он теперь направит на молитву. Но нет. Лукавый в этом очень "поможет". Конечно, и о ногах можно думать в православном храме. Здесь уже от человека будет зависеть. От того, насколько он понимает, что для души его важно и работа тела. Неслучайно святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве. Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу! Можно молится и лежа, и это хорошо, но не молитвенного правило, не Псалтырь, а только те, которые знаете наизусть. Это и есть непрестанная молитва, когда все время с Богом и в Боге. Но если есть возможность постоять, лучше стойте.

-3

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы, это необратимость, невозможность поступить иначе. А если происходит подмена и просто борет леность и легкая усталость - это уже другое дело. Ведь все же главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Ведь не случайно молитва стоя подразумевает под собой память о том, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно прямо, благоговейно, не переминаясь с ноги на ногу, не делая суетливых движений. А в Церкви вообще занять место и стоять как свечка.

-4

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время чтения Евангелия, пением Символа веры и «Отче наш» во время возгласов священника «Благословенно царство...». Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время, кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

-5