Оценка
⭐️ стоит усилий
Комментарий
Начинается как не самый остросюжетный абзац учебника истории, по потом раскачивается, и даже увлекает. В целом полезная история про выдержку, мудрость и вежливость, которые помогают совершать казалось бы невозможные вещи. Довольно поучительная история про переговоры Саудитов с Bechtel Corporation, которая пыталась ультиматумами заставить Королевство заплатить за выполненные проекты. Распространенный миф о том, что Саудовская Аравия является главным спонсором исламского терроризма, опровергается довольно широкой ретроспективой терактов в стране, которые просто не афишируются, чтобы не подрывать авторитет Королевской семьи. И несмотря на то, что она не вызвала какого-то вау-эффекта, пока у меня это книга с самым большим количеством заметок из нее.
Цитаты
—
[про 1938 г.] после почти пяти лет безуспешной работы американцы наконец были готовы признать то, что британцы говорили себе уже многие годы: в Саудовской Аравии не было коммерчески перспективных месторождений нефти.
—
США приняли активное участие в разделе Палестины, который затем, в 1948 году, обусловил появление государства Израиль. Госдепартамент боялся, что американская поддержка еврейского государства помешает нефтяному бизнесу Aramco в Саудовской Аравии, поскольку король Абдель-Азиз заверил американцев в том, что не позволит этому конфликту навредить отношениям с Aramco и производству нефти.
—
На самом деле, знал это Роджерс или нет, употребление алкоголя иностранцами-немусульманами в 1949 году разрешалось в городах типа Джидды и Дахрана. Только начиная с 1952-го иностранцы были лишены возможности свободно приобретать крепкие напитки в королевстве. Эта мера стала реакцией саудовцев на инцидент, произошедший в 1951 году. Мишари, 19-летний сын короля Абдель-Азиза, присутствовал на вечеринке в доме британского консула Сирила Усмана в Джидде. Иностранцы вроде Усмана регулярно подавали алкоголь на подобных мероприятиях. В какой-то момент принц Мишари в сильном возбуждении покинул вечеринку, затем вернулся — пьяным и с оружием, открыл огонь и убил консула. Мишари заключили в тюрьму, однако он избежал смертной казни. В следующем году Абдель-Азиз запретил иностранцам ввозить в страну алкоголь.
—
Сауд оказался слабым лидером. Он жаждал наслаждений (прежде всего для самого себя) и удовлетворял свои прихоти с помощью экстравагантных предметов роскоши, дворцов и огромного количества еды и напитков. Попытки порадовать других людей утверждениями, которые те хотели услышать, представляли для него еще один способ обеспечить себе душевный покой.
—
Любовь Абдель-Азиза к детям была хорошо известна: у него было 37 сыновей, выживших в младенчестве, и множество дочерей, у которых к тому времени уже появились собственные дети.
—
Инвестиции в открытые материнские компании [Aramco] неприемлемы для саудовцев прежде всего потому, что им интереснее вкладывать деньги в свою страну, а не в другие […].
—
Места упокоения Абдель-Азиза и других Саудитов не отмечены памятниками и разбросаны между могилами простых людей и безымянными захоронениями. Столь скромные похороны объяснялись сильной приверженностью Абдель-Азиза ваххабитской исламской традиции. Практики ваххабизма не были склонны благоговеть перед могилами великих людей. Абдель-Азиз ибн Сауд был человеком, совершившим немало выдающихся поступков, — но всего лишь человеком. […] даже флаг страны не был приспущен, поскольку на нем изображена шахада (декларация веры у мусульман). […] более того, не был объявлен формальный национальный траур по человеку, который создал королевство, объединив враждующие провинции и племена.
—
За всю жизнь у Фейсала было три или, возможно, четыре жены — в отличие от его брата Сауда, имевшего, по данным Фонда короля Сауда, 41 жену.
—
Согласно официальной версии, Мухаммед, последний пророк ислама, умер в 632 году н.э. на руках своей жены Аиши в ее доме в Медине. Он покинул мир после непродолжительной болезни, которая поразила пророка на пике его религиозной и политической деятельности. Незадолго до этого его армия завоевала Мекку, религиозный и торговый центр Аравийского полуострова. […] У Мухаммеда не осталось в живых ни одного сына, а лишь четыре дочери. Он не дал четких указаний о том, кто станет его преемником, и это угрожало кризисом. Первые сторонники Мухаммеда, обращенные в его веру, могли выбрать преемника своего пророка согласно многолетним бедуинским традициям. По словам Бернарда Льюиса, знаменитого западного исследователя раннего ислама, «концепция законной преемственности в то время была для арабов чуждой, и вполне возможно, что даже если бы у Мухаммеда остался сын, последовательность событий была бы той же самой». Согласно арабской традиции, «существовал лишь один способ, которым можно было руководствоваться, — избрание нового главы племени». Ближайшие и самые ранние сторонники Мухаммеда — Абу Бакр, Умар и Абу Убайда — выбрали нового лидера. Абу Бакр стал халифа (халифом). Это слово правильнее всего переводить как «заместитель», поскольку Абу Бакр возглавлял умму как наместник Мухаммеда, а не заменял его. Когда Абу Бакр умер, совет назначил следующим халифом Умара, и это продолжалось до тех пор, пока не разгорелись споры по вопросу о преемнике четвертого халифа. Зять Мухаммеда, Али, был избран четвертым халифом, однако вскоре после этого его убили. Одна часть уммы хотела, чтобы место халифа занял Муавия, представитель известной семьи из Дамаска, а другая — чтобы халифом стал один из сыновей Али. Это политическое и религиозное противоречие в конечном итоге разделило умму на две группы — и так началось противостояние между суннитами и шиитами.
—
Если король Саудовской Аравии станет править страной как генеральный директор, то семье требовалась гарантия того, что будущие короли всегда будут помнить об интересах и долгосрочных целях аль-Сауд. Королевский титул не передавался но наследству. Он был обязанностью и предполагал ответственность за процветание и власть семьи.
—
В дополнение к кочевому образу жизни важнейшим фактором существования архаичной Аравии была религия — определенная разновидность суннитского ислама, ваххабизм. Ваххабизм зародился в 1700-е годы в родном для Абдель-Азиза регионе Неджд. Его часто описывают как фундаменталистскую и пуританскую форму ислама. Хотя такое представление нельзя считать совершенно неверным, оно не в полной мере объясняет суть этого направления. Основатель движения Мухаммад Абд аль-Ваххаб жил в период «обновления и реформ» в исламском мире. Родившийся в начале XVIII века в семье знаменитых богословов и правоверов, Абд аль-Ваххаб был глубоко обеспокоен тем, что сам воспринимал как падение веры среди мусульман в его регионе. С точки зрения аль-Ваххаба, его единоверцы все чаще отказывались от принципа тавхид, или монотеизма. Они носили амулеты для защиты от демонов, молились на могилах важных лиц, поклонялись духам или практиковали другие суеверия. Воззрения Абд аль-Ваххаба казались слишком радикальными другим богословам того времени. Он не просто рекомендовал разрушать гробницы и монументы, к которым стекались для молитвы мусульмане; он сам занимался из разрушением. Однако его идеи заинтересовали одного политического и племенного лидера, Мухаммада ибн Сауда, — особенно после того как Абд аль-Ваххаб убедил его в том, что в случае поддержки ваххабитских идей Бог поможет правлению и самого ибн Сауда, и его наследников. В 1744 году Мухаммад ибн Сауд и Мухаммад Абд аль-Ваххаб заключили союз, поклявшись друг другу в верности. Абд аль-Ваххаб занялся религиозными вопросами, а ибн Сауд — военными и политическими. По мере того как ибн Сауд захватывал все новые территории, Абд аль-Ваххаб расширял зону своего религиозного влияния и находил все больше единомышленников. Альянс был настолько удачным, что ибн Сауд завладел большей частью полуострова и создал первое недолговечное саудовское государство, а Абд аль-Ваххаб всецело его поддержал. Благодаря союзу с ибн Саудом религиозная практика и образ мыслей Абд аль-Ваххаба наряду со строгой приверженностью письменному слову Корана и хадисам (высказываниям или действиям, приписываемым мусульманскому пророку Мухаммеду) распространились почти на всю территорию, которая менее чем через 200 лет стала современным Королевством Саудовская Аравия.
—
Саудовский министр надеялся, что образование, полученное саудовской молодежью в других странах и, в частности, в США, служит явным подтверждением движения Саудовской Аравии в сторону социальной и политической либерализации. Посол Смит обсуждал этот вопрос с королем Абдаллой, который сделал больше, чем кто-либо другой, для того чтобы молодые саудовцы могли получить образование в либеральных обществах за пределами королевства. «Я хорошо помню эту встречу с королем Абдаллой, — говорил посол Смит. Кто-то спросил его, к чему приведет рост образования. А он ответил: «Я не знаю, но если много людей получат хорошее образование, это точно будет благом».
—
[…] необходимо отличать фундаментализм от радикализма. Фундаменталистская точка зрения поддерживает строгую интерпретацию религиозного закона и традиционные формы отправления ритуалов, в то время как радикализм связан с переворотами, восстаниями и политическими изменениями.
—
Еще одному сыну, носившему, как и король, имя Фейсал, в 1975 году было 26 лет. Он уехал на учебу в колледж в США и посещал несколько учебных заведений, в том числе Университет штата Калифорния в Беркли, однако его результаты оставляли желать лучшего. После нескольких арестов за драки и «скандалы в барах» Фейсал ибн Мусаид вернулся в королевство. Саудиты решили, что «он опозорил семью своим поведением за границей» и больше не может выезжать из страны.
—
Али аль-Наими писал, что выкуп «стал данью здравому смыслу и вере в силу переговоров, присущим как стране, так и владельцам нефтяных компаний». Ямани и аль-Сауд рассматривали опыт американских основателей и работников в качестве важного актива компании. Они хорошо знали о «проблемах, с которыми столкнулись другие производители нефти в процессе национализации иностранных активов», и не хотели, чтобы будущему успеху Aramco помешал неловкий и торопливый захват.
—
Он и другие менеджеры Aramco считали, что Aramco скорее международная, чем национальная нефтяная компания. […] «Невозможно отдать судьбу компании в руки людей за ее пределами, — объяснял он. — Aramco сама управляет своими финансами. Деньги не приходят в компанию от кого-то другого». Самым главным для аль-Наими было следовать целям, а в том, что касалось Aramco, эти цели предполагали независимость.
#книги #entrepreneurship #reading #books #aramco #saudi