Продолжение статьи МЕЧ САМУРАЯ - ОРУЖИЕ ДЛЯ ПОЛЯ БОЯ ИЛИ САМОЗАЩИТЫ?
Хотя меч ни в коем случае не был абсолютно неэффективным оружием, его практическая ценность в жестоком свободном бою была меньше, чем у крепкого, универсального и простого в использовании яри. Однако как оружие для самообороны в повседневной жизни меч был незаменим. Выводы эксперта по катанам Нарусэ Сэкандзи (1888–1948) подтверждают это: хотя они были легко повреждались, мечи были предпочтительным оружием в дуэлях, казнях и убийствах.
Помимо использования меча в дуэлях или других актах насилия, совершенных за пределами поля битвы, что подняло меч до символического положения, которого он достиг среди воинов? Хотя катана была смертоносным оружием, она сохранила важное и своеобразное качество, помимо того, что была простым орудием войны. Начиная с первых прямых, обоюдоострых железных мечей, импортированных из Китая, которые ознаменовали вступление Японии в железный век, блестящее, твердое качество металла, созданного с помощью передовых китайских технологий, придавало мечам мистическое качество. Хотя они использовались в качестве оружия, они также выполняли важную символическую функцию в религиозных церемониях. В соответствии с древними китайскими идеалами, мечи, как полагали, содержали магические силы, способные отгонять зло. Укоренившись в Японии, эти верования переросли в своеобразный японский этнос, который стал занимать видное место в национальной мифологии.
Хороший пример этого можно найти в сказке о восьмиглавом змее Ямата-но-Ороти. История описывает капризного молодого Сусаноо, который был сброшен с небес за то, что обманул свою сестру, богиню солнца Аматэрасу Омиками. Затем он извлекает мифический меч из хвоста восьмиголовой змеи и представляет его ей в качестве акта умиротворения. Спустя несколько поколений этот же меч преподносит для защиты великому воину Ямато Такэру его тетя, Ямато-Химэ из храма Исэ. Когда его заманивает в открытое поле коварный полководец, который затем поджигает траву, Ямато Такэру использует меч, чтобы срезать траву и остановить распространение огня, обнаружив в процессе, что оружие волшебное. Отомстив, он называет клинок Кусанаги-но-цуруги (буквально «меч, режущий траву»). Сегодня меч хранится в святилище Ацута как одно из трех священных сокровищ, составляющих императорские регалии, наряду с зеркалом (ята-но-кагами) и бусинкой магатама. Другими словами, меч стал символом имперской власти.
Мифологические ассоциации и вера в определенные магические свойства мечей проявляются в любопытном самурайском обычае. Термин мэйто относится к мечу особого значения. Меч признавался выдающимся, если он был сделан легендарным кузнецом, обладал впечатляющими рубящими качествами или принадлежал исторической фигуре. Будучи неодушевленным предметом, мэйто получал имя.
Записи для оценки стоимости мечей велись еще со времен правления Асикага Ёсимаса (1436-90), восьмого сёгуна периода Муромати. Можно сделать вывод, что в это время мечи были символом власти их владельца, а также важным предметом обмена. В дополнение к получению нарциссического удовлетворения от владения мэйто, владельцы ценных мечей использовали их как форму валюты. Воины сражались за призы. В идеале они должны были получать земельные участки от своего господина в награду за героизм, но они также могли быть вознаграждены деньгами или ценными артефактами, такими как старинная чайная посуда или замечательный меч.
Мечи не были основным оружием на передовой линии фронта. Помимо позорной задачи охоты за головами, они использовались только в качестве оружия, дополняющего основное боевое вооружение, а именно метательное оружие, такое как стрелы, а позже мушкетные пули, и длинное, прочное колющее оружие, такое как яри. Однако вне поля боя было совсем другое дело, меч доказывал свою ценность в драках, дуэлях и других смертельных столкновениях.
Источник: А.Беннет. Кэндо – культура меча
НАЧАЛО:
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ: