1,1K подписчиков

Храмовый комплекс села Рудне-Никитское

228 прочитали
В этом селе расположено сразу два храма: летняя церковь Рождества Богородицы начала XVIII в. (освящена в 1713 году), зимняя церковь Рождества Христова 1781 года.

В этом селе расположено сразу два храма: летняя церковь Рождества Богородицы начала XVIII в. (освящена в 1713 году), зимняя церковь Рождества Христова 1781 года. Также в начале 18 века по оси летнего храма была построена трёхъярусная шатровая колокольня.

Представляет интерес и само село Рудне-Никитское (ранее просто Рудня). Дата его основания неизвестна, но согласно клировым ведомостям церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена уже в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. Однако, история этих мест уходит еще глубже – к началу 15 века, когда подавляющее население состояло из представителей угро-финских племен, при чем еще языческих. Православие пришло в эти края стараниями митрополитов Киприана и Фотия в 15 веке. Киприан основал в конце XIV или начале XV века в митрополичьей волости Сенег храм Преображения Господня и монастырь при нем на Святом озере (около г. Шатура). А митрополит Фотий основал в Сенеге и Гуслице несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий, ныне действующий и расположенный в г. Куровское).

С именем Фотия связана интересная история. В 1411 году он посетил город Владимир и повелел священнику Патрикию, охранять богатый Златоверхий Успенский собор, выдав ему для этого средства. Сразу после отъезда Фотия город был разорен внезапно напавшими на него татарами. Патрикий умер, не выдав порученные ему сокровища. Тогда ордынский царевич Талыча, захвативший Владимир, послал погоню за самим митрополитом. Фотия спасло то, что он успел скрыться в глухих мещерских лесах близ озера Сенег. Здесь митрополит, пережидая опасность, прожил около месяца, построив малый деревянный храм Рождества Богородицы. При церкви была образована пустынь, где остался жить иеромонах Пахомий - болгарин, состоявший в свите Фотия, давний спутник и помощник митрополита. Эту легенду позже упоминали в своих исследованиях Н. Карамзин и С. Соловьев. Именно их сопоставления позволили предполагать, что с основанием этой пустыни есть прямая связь села Рудне-Никитское, которое очевидно ранее располагалось севернее, около железнодорожной станции Авсюнино.

В этом селе расположено сразу два храма: летняя церковь Рождества Богородицы начала XVIII в. (освящена в 1713 году), зимняя церковь Рождества Христова 1781 года.-2

Как известно после раскола 17 века Гуслицы стали одним из центров старообрядчества. Однако данные храмы сразу стали «никонианскими», несмотря на то, что в престольные праздники сюда ходили (и ходят до сих пор) и старообрядцы. Такая традиция сложилась потому, что долгое время строить свои храмы старообрядцам запрещали. Только после 1905 года это разрешение было получено. Влияние же рудненских храмов имело огромное влияние на местное население. Это видно хотя бы потому, что ближайшие к ней храмы, как православные, так и старообрядческие имели те же названия: село Богородское, Мальково, Селиваниха.

1-2 км западнее от храмов расположен древний святой источник Казанской иконы Божией Матери, который почитается как старообрядцами, так и православными. Согласно преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Теперь эта икона находится в храме Рождества Богородицы и считается чудотворной. Каждый год 21 июля, в день почитания этой иконы, совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. И опять неслучайно в округе стоит так много Казанских храмов. Здесь также прослеживается влияние рудненских церквей.

В этом селе расположено сразу два храма: летняя церковь Рождества Богородицы начала XVIII в. (освящена в 1713 году), зимняя церковь Рождества Христова 1781 года.-3

В середине 19 века село стало важным экономическим центром всего Богородского уезда Московской губернии. Ежегодно до революции 8 июля и 8 сентября ст. стиля здесь проводились ярмарки, а еженедельно по субботам – базары, куда съезжались московские и иногородние купцы; они снимали тут постоянное жильё для ведения торговли. В селе было немало торговых лавок, постоялых дворов и трактиров. Тогда это крупное крепкое село больше напоминало уездный город. Здесь было земское училище и больница (постройки сгорели и не сохранились). Активная торговля способствовала и благоукрашению храмов. Так, здесь до сих пор можно любоваться редкой для провинции кирпичной оградой, окружающей храмовый комплекс и кладбище села. Правда не всегда строительство приносило пользу. Кардинальная перестройка обеих церквей в середине 19 века привела к утрате первоначального облика, о красоте которого теперь можно судить только по летописным описаниям. Но даже в таком виде существующий храмовый комплекс (так называемый «тройник»), состоящий из двух деревянных церквей и отдельно стоящей колокольни - единственно сохранившийся на территории Московской области памятник 18 века подобного рода.

В советское время храмы продолжали действовать. Реальная угроза нависла только к середине 30-х. 3 служителя были осуждены тройкой и расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 году: Пылинский Виктор Филимонович (белорус, образование низшее, священник в с. Рудне-Никитское); Баулин Тимофей Никифорович (русский, из крестьян, уставщик храма); Рогов Дмитрий Павлович (русский, из крестьян, староста храма). Служба на несколько лет прекратилась в связи с тем, что служить было некому. Но несмотря на это храм не был разграблен, староста успел передать ключи от всех помещений своей дочери. Когда в село приходили чекисты, заведомо предупрежденная женщина убегала в лес. По уточненным данным, которые есть на сайте Гуслицкого монастыря ключи от храмов хранила и бесстрашно скрывала, отказываясь выдать их сельским и районным властям, жительница дер. Заполицы Пелагея Сошникова. Её несколько раз арестовывали и возили в Москву, но потом отпускали. Похоронена Пелагея на кладбище села Рудня. Вскоре началась война и стало уже не до того. А потом и богослужения возобновились.

В день памяти Казанской иконы Божьей Матери здесь принято проходить под ней.
В день памяти Казанской иконы Божьей Матери здесь принято проходить под ней.

04.12.1974 г. вышло Постановление СМ РСФСР №624 о том, что храмовый комплекс села стал объектом культурного наследия федерального значения.

Внутренний интерьер храмов сохранился почти в первозданном виде. Правда, в 90-е годы из церквей были украдены некоторые иконы. Стены, внутри храма Рождества Богородицы отесанные, пол деревянный, потолки оклеены холстом и окрашены маслом. В куполе храма - роспись второй половины XIX в. Высокий ярусный иконостас с иконами 1806 г. выполнен в стиле классицизма. Помимо иконы Казанской Божией матери, почитаются также старинные иконы святителя Николая и икона Благовещения, венцы на которых чудесным образом обновились несколько лет назад. Сохранилась и некоторая старинная церковная утварь: хоругви, священнические ризы и т.д.

В 2016 году указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, храмы были переданы как подворье Гуслицкому Спасо-Преображенскому монастырю.

Ныне село сильно опустело, постоянных жителей едва наберется сотня, что составляет лишь 1/5 от прежнего дореволюционного числа жителей. Но храмовый комплекс продолжает оставаться важным духовным и культурным центром всего района.

Использованная литература:

- http://guslickiy.ru/podvorie/istorpod

- журнал: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №398, ООО "Де Агостини", 2020)

- В.Д. Огурцов: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/12001/9.html

- иллюстрированный научный каталог "Памятники архитектуры Московской области", выпуск 4. Москва, ГУП МО "МОК-центр", 2009 г.

- протоиерей Олег Пенэжко. "Храмы Орехово-Зуевского района. Часть 2. г.Орехово-Зуево и пригородные села". Владимир, 2008.

- мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997.

- https://sobory.ru/article/?object=02794

- http://zhurnal.lib.ru/img/m/miheew_g_a/pravosl/pravosl-27.jpg

- http://guslickiy.ru/podvorie/istorpod

#православие 

#храм 

#история

#достопримечательность