Найти в Дзене

НАСТОЯЩИЙ САМУРАЙ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К НАПАДЕНИЮ

Самурай никогда не знал, какая опасность ждет его с другой стороны закрытой двери или ворот, поэтому нужно было соблюдать дополнительную осторожность, входя или выходя. Если он ожидал каких-то неприятностей и не было возможности миновать двери или ворота, он мог принять много дополнительных мер предосторожности. Даже маленькая потеря сосредоточенности могла стоить воину жизни. Поэтому было очень важно с ранних пор развивать полезные «привычки». Первая и основная мера предосторожности, принимавшаяся при входе или выходе, кроме наблюдения за тем, что происходит вокруг, заключалась в том, чтобы взять меч в левую руку, и скрыто «разрезать» коигути («разрезание» коигути это выталкивание меча из ножен большим пальцем, действие, которое предшествовало фактическому выхватыванию меча в стиле иай). Делая таким образом, самурай как бы снимал «блокировку» своего меча. Если после того, как он вошел или вышел, ситуация казалась безопасной, то фехтовальщик также скрыто «закрывал коигути», как будто ничего не произошло. В случае если он подвергался нападению, то он использовал технику в манере иайдзюцу.

Катана кадзаси то-ири но хо - метод удержания меча при входе в место, которое было сопряжено с некоторым риском.
Катана кадзаси то-ири но хо - метод удержания меча при входе в место, которое было сопряжено с некоторым риском.
Катана кацуги то-ири но хо - более агрессивный способ вхождения в комнату, который использовали, когда ожидали неприятностей.
Катана кацуги то-ири но хо - более агрессивный способ вхождения в комнату, который использовали, когда ожидали неприятностей.

Второй способ особенно полезен при прохождении через узкие двери и коридоры. Он заключался в том, что сначала нужно было оглядеться, а потом вынуть меч в ножнах из-за пояса. Затем самурай брал ножны и сагэо (шнур, крепившийся к ножам) левой рукой между куриката (выступ с прорезью, через который проходит шнур сагэо) и цуба (гарда), и поднимал меч так, чтобы рукоять его была немного над головой, и поворачивался правым боком вперёд. Ножны частично покоились на левом предплечье. Затем, используя правую руку, самурай открывал дверь, сначала осматривая территорию и осторожно входил сначала правой ногой, проверяя территорию за дверью, если это была нераздвижная дверь, а затем продолжал свой путь, если все было безопасно. Узкие двери и проходы могли помешать фехтовальщику, пытающемуся вытащить свой меч, а также заставить его натыкаться на предметы своим мечом. Именно поэтому в этом способе, который называется катана кадзаси то-ири но хо («способ входа в дверь с поднятым мечом»), меч вынимается из-за пояса и переносится вверх и вбок.

Рисунок мон-ири («вход в ворота») из манускрипта школы Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (из коллекции Танака Фумон)
Рисунок мон-ири («вход в ворота») из манускрипта школы Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (из коллекции Танака Фумон)

Третий способ, известный как катана кацуги то-ири но хо («способ войти в дверь с мечом на плече»), имеет более агрессивный характер, поскольку уровень готовности намного выше. При этом способе фехтовальщик также вынимал из-за пояса свой длинный меч в ножнах. Взявшись левой рукой за шнур меча, он перекидывал меч, который все еще находился в ножнах, через плечо и вешал его на спину. Меч поднимался с помощью сагэо, который удерживался в левой руке. Гарда меча покоилась на правом плече, а рукоять меча находится рядом с головой воина. В качестве дополнительной предосторожности фехтовальщик вытаскивал свой короткий меч и держал его почти горизонтально, прижав к левому боку и направив остриё назад. Затем он сгибал спину, чтобы сделать мишень поменьше и входил. Если бы на него напали, он мог бы отразить атаку своим обнаженным коротким мечом. В одной рукописи Мусо Дзикидэн Эйсин-рю есть рисунок с изображением аналогичной начальной позиции. Этот принцип называется мон-ири (вход в ворота). В этой версии мон-ири длинный меч держится также, как описано выше, за исключением того, что он положен на левое плечо, а не на правое. Кроме того, на рисунке фехтовальщик еще не обнажил короткий меч, а скорей всего держит правую руку на рукояти, готовясь обнажить его.

ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ ПО БУДО И БУДЗЮЦУ

Серж Мол. Классическое фехтование Японии