Найти тему

Как написать сагу

Оглавление

«А не написать ли мне сагу?» Вам когда-нибудь приходила в голову такая мысль? А что? Сага — это звучит гордо, солидно, как-то даже эпично. Осталось только разобраться, что такое сага.

Пришедшая из глубины веков

Как предполагают историки, первые саги появились в Исландии в X - XI веках, это время в истории острова так и называют — «век саг». А слово «сага» с древнескандинавского переводится как «сказание». Сначала неторопливые, наполненные героями и событиями саги рассказывали долгими зимними вечерами у домашнего очага. А в XIII – XIV появились первые записанные сборники таких рассказов.

Классическая древнеисландская сага — это прозаическое произведение, в котором, правда, допускались «вкрапления» стихотворных строк, но они большой роли не играли и выполняли, скорее, декоративную функцию.

Древнейшими сагами были семейные хроники, которые рассказывали о жизни нескольких поколений какого-нибудь славного рода. Эти хроники были своеобразным хранилищем родовой памяти, потому что по традиции рассказчик должен был уделить внимание биографии и генеалогии каждого героя, поведать слушателям о его предках, братьях и сёстрах, родственниках жены и т. д. Именно так с представления и описания всех персонажей начиналась каждая сага. В общую хронику жизни рода могли входить отдельные рассказы о каких-то ярких событиях, ссорах, путешествиях, сражениях, удачном браке и т.д.

-2

Особенностью древнеисландских саг является их бытописательный характер. В сагах вы не найдёте, ни сильных чувств, ни безудержных страстей. В отличие от современной литературы, рассказчик не уделял внимания ни характерам героев, ни их эмоциям. И уж тем более, он избегал темы любви, ограничиваясь туманными намёками.

Зато в сагах чётко выдерживалась хронология. Слушателям/читателям сообщалось точное количество лет, произошедшее между событиями, которые выстраивались в строгом хронологическом порядке.

Сейчас существует несколько классификаций древнеисландских саг по содержанию или по времени описываемых событий («Саги о древних временах», «Саги о королях», «Саги о епископах» и т. д.). Несколько особняком стоят так называемые лживые саги — повествования о выдуманных событиях и мифических персонажах.

Традиции древних саг

Нельзя сказать, что прозаические произведения в стиле саг были популярны в литературе более позднего времени. Средневековая Европа увлекалась яркими романтическими или сатирическими произведениями небольшого объёма, в эпоху Возрождения им на смену пришли рыцарские романы, а потом приключенческие и любовные.

Но в XIX веке с его склонностью к неспешным описаниям и повествованиям большого объёма появились произведения, в которых возрождались некоторые традиции классических древнеисландских саг. В первую очередь, конечно, следует назвать «Сагу о Форсайтах» Дж. Голсуорси и роман «Буденброки. История гибели одного семейства» Томаса Манна.

"Сага о Форсайтах". Кадр из фильма.
"Сага о Форсайтах". Кадр из фильма.

Время от времени и в XX веке появлялись произведения, которые вполне можно назвать сагами. Например, «Поющие в терновнике» Колин Макклоу, роман «Убить пересмешника» Ли Харпер и его своеобразный приквел «Пойди поставь сторожа».

В советской литературе XX века, кстати, тоже были произведения, которые можно отнести к сагам. Например, «Угрюм-река» В. Шишкина, «Вечный зов» А. Иванова, «Хмель» и «Конь рыжий» А. Черкасова. Среди современных произведений семейными сагами называют «Лестницу Якова» Л. Улицкой и «Русскую канарейку» Д. Рубиной.

Сейчас, в эпоху смешения жанров сага может утратить признаки реалистического произведения. "Хроники Амбера" Р. Желязны, на мой взгляд, вполне достойны называться сагой. Но более подходящих примеров из мира фэнтези я не нашла. Возможно, вы поможете мне вспомнить произведения этого жанра, которые можно назвать сагами? Нет «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина, несмотря на «многофигурность» и объем, к сагам отнести нельзя. Чтобы было понятно почему, остановлюсь на основных признаках семейных хроник такого типа.

"Будденброки" . Кадр из фильма по роману Томаса Манна.
"Будденброки" . Кадр из фильма по роману Томаса Манна.

Что надо знать, чтобы написать сагу

Есть ряд особенностей, которые выделяют сагу из других реалистических или условно реалистических произведений.

  • Это повествование о судьбах людей нескольких поколений одной семьи.
  • В саге большое количество действующих лиц, связанных родственными узами. Каждому из них уделяется внимание, поэтому главного героя выделить сложно. Точнее, в разных частях саги на первый план выходят разные персонажи.
  • Повествование не слишком динамичное. Важное место занимают обыденные события, бытописание и отношения между членами семьи.
  • Сюжет многоплановый, сюжетные линии завязаны на семейных отношениях, конфликтах, коллизиях. Это могут быть и финансовые проблемы, и идеологические разногласия, и социальная дифференциация. Но всё это происходит внутри семьи.
  • Реальность, в которой происходят события, — это просто фон. Он описывается в общих чертах, даётся через призму восприятия разных членов семьи.
  • Допускаются и приключения, и элементы детектива, и интриги, но всё это не выходит за рамки семьи и семейных интересов. Например, если один из героев влюбляется в девушку, то она сразу же становится частью семейной жизни, обсуждается разными представителями семьи и т. д.

Станет ли подобное произведение популярно у современных читателей? Почему бы и нет? Всё зависит от того, как оно будет написано. У семейных саг есть одно важное качество — они затягивают. Причём не столько динамичным сюжетом, сколько развитием судеб и бытописанием. Если, конечно, оно подано интересно и в хорошем стиле. На мой взгляд, исторический роман в форме семейной саги имеет неплохие перспективы.