«А не написать ли мне сагу?» Вам когда-нибудь приходила в голову такая мысль? А что? Сага — это звучит гордо, солидно, как-то даже эпично. Осталось только разобраться, что такое сага.
Пришедшая из глубины веков
Как предполагают историки, первые саги появились в Исландии в X - XI веках, это время в истории острова так и называют — «век саг». А слово «сага» с древнескандинавского переводится как «сказание». Сначала неторопливые, наполненные героями и событиями саги рассказывали долгими зимними вечерами у домашнего очага. А в XIII – XIV появились первые записанные сборники таких рассказов.
Классическая древнеисландская сага — это прозаическое произведение, в котором, правда, допускались «вкрапления» стихотворных строк, но они большой роли не играли и выполняли, скорее, декоративную функцию.
Древнейшими сагами были семейные хроники, которые рассказывали о жизни нескольких поколений какого-нибудь славного рода. Эти хроники были своеобразным хранилищем родовой памяти, потому что по традиции рассказчик должен был уделить внимание биографии и генеалогии каждого героя, поведать слушателям о его предках, братьях и сёстрах, родственниках жены и т. д. Именно так с представления и описания всех персонажей начиналась каждая сага. В общую хронику жизни рода могли входить отдельные рассказы о каких-то ярких событиях, ссорах, путешествиях, сражениях, удачном браке и т.д.
Особенностью древнеисландских саг является их бытописательный характер. В сагах вы не найдёте, ни сильных чувств, ни безудержных страстей. В отличие от современной литературы, рассказчик не уделял внимания ни характерам героев, ни их эмоциям. И уж тем более, он избегал темы любви, ограничиваясь туманными намёками.
Зато в сагах чётко выдерживалась хронология. Слушателям/читателям сообщалось точное количество лет, произошедшее между событиями, которые выстраивались в строгом хронологическом порядке.
Сейчас существует несколько классификаций древнеисландских саг по содержанию или по времени описываемых событий («Саги о древних временах», «Саги о королях», «Саги о епископах» и т. д.). Несколько особняком стоят так называемые лживые саги — повествования о выдуманных событиях и мифических персонажах.
Традиции древних саг
Нельзя сказать, что прозаические произведения в стиле саг были популярны в литературе более позднего времени. Средневековая Европа увлекалась яркими романтическими или сатирическими произведениями небольшого объёма, в эпоху Возрождения им на смену пришли рыцарские романы, а потом приключенческие и любовные.
Но в XIX веке с его склонностью к неспешным описаниям и повествованиям большого объёма появились произведения, в которых возрождались некоторые традиции классических древнеисландских саг. В первую очередь, конечно, следует назвать «Сагу о Форсайтах» Дж. Голсуорси и роман «Буденброки. История гибели одного семейства» Томаса Манна.
Время от времени и в XX веке появлялись произведения, которые вполне можно назвать сагами. Например, «Поющие в терновнике» Колин Макклоу, роман «Убить пересмешника» Ли Харпер и его своеобразный приквел «Пойди поставь сторожа».
В советской литературе XX века, кстати, тоже были произведения, которые можно отнести к сагам. Например, «Угрюм-река» В. Шишкина, «Вечный зов» А. Иванова, «Хмель» и «Конь рыжий» А. Черкасова. Среди современных произведений семейными сагами называют «Лестницу Якова» Л. Улицкой и «Русскую канарейку» Д. Рубиной.
Сейчас, в эпоху смешения жанров сага может утратить признаки реалистического произведения. "Хроники Амбера" Р. Желязны, на мой взгляд, вполне достойны называться сагой. Но более подходящих примеров из мира фэнтези я не нашла. Возможно, вы поможете мне вспомнить произведения этого жанра, которые можно назвать сагами? Нет «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина, несмотря на «многофигурность» и объем, к сагам отнести нельзя. Чтобы было понятно почему, остановлюсь на основных признаках семейных хроник такого типа.
Что надо знать, чтобы написать сагу
Есть ряд особенностей, которые выделяют сагу из других реалистических или условно реалистических произведений.
- Это повествование о судьбах людей нескольких поколений одной семьи.
- В саге большое количество действующих лиц, связанных родственными узами. Каждому из них уделяется внимание, поэтому главного героя выделить сложно. Точнее, в разных частях саги на первый план выходят разные персонажи.
- Повествование не слишком динамичное. Важное место занимают обыденные события, бытописание и отношения между членами семьи.
- Сюжет многоплановый, сюжетные линии завязаны на семейных отношениях, конфликтах, коллизиях. Это могут быть и финансовые проблемы, и идеологические разногласия, и социальная дифференциация. Но всё это происходит внутри семьи.
- Реальность, в которой происходят события, — это просто фон. Он описывается в общих чертах, даётся через призму восприятия разных членов семьи.
- Допускаются и приключения, и элементы детектива, и интриги, но всё это не выходит за рамки семьи и семейных интересов. Например, если один из героев влюбляется в девушку, то она сразу же становится частью семейной жизни, обсуждается разными представителями семьи и т. д.
Станет ли подобное произведение популярно у современных читателей? Почему бы и нет? Всё зависит от того, как оно будет написано. У семейных саг есть одно важное качество — они затягивают. Причём не столько динамичным сюжетом, сколько развитием судеб и бытописанием. Если, конечно, оно подано интересно и в хорошем стиле. На мой взгляд, исторический роман в форме семейной саги имеет неплохие перспективы.